Aikido.ru » Все форумы » Айкидо » Общие темы » О роли Айкикай Хомбу Додзё в развитии Айкидо в России
Автор | Сообщение |
---|---|
Сообщений: 208 | 5) Как верно заметил «Монах»: «Не школа красит Искусство, а мастер как личность». (ЦИТ.) А подлинных личностей в ХД при жизни Основателя было немало. И вот здесь и кроется ключ к отгадке метаморфоз, что произошли в ХД с 1961 года. Уважаемый Огнян Кременович уже дважды повторил свою фразу: «… если правила и законы Айкикай не устраивают, честнее будет просто уйти из Айкикай, чем пытаться устроить там революцию с непонятными целями и задачами!.. «(ЦИТ.) Однако революций в ХД и Айкикай было как минимум ПЯТЬ!!! Первая, когда выяснилось, что главный инструктор (Shihan Buchō ) ХД ТОХЭЙ Коити позабыл на райском острове Гавайи о дополнительной цели своей поездки как официального делегата от ХД, зато вовсю продемонстрировал по возвращению на родину, КТО для ХД главный источник денег и КОГО надо уважать первым (1958г.), хотя весь тяжелейший учебный процесс в период его «курортного» отсутствия целиком и полностью был на плечах Второго Досю. Вторая, когда выяснилось, что об Основателе Айкидо практически никто и не знает в США и на Гавайях, так славно преподносил себя тот же главный инструктор. Пришлось спешно организовывать поездку на Гавайи Основателя (1961г.) и его сына – Киссёмару (1963г.) уже с участием иных финансовых и политических сил, а также направлять других молодых официальных делегатов от ХД в новые страны (1964г.) для запоздалого укрепления сданных позиций. Третья, когда выяснилось, что почти все оставшиеся инструкторы ХД тайно (!) посещают занятия в другом (личном!) додзё упомянутого главного инструктора (1965г.), что в предвестии опалы уже вовсю готовил будущие кадры для своей альтернативной организации Ки-но Кэнкюкай. Пришлось спешно брать их с собой в качестве ассистентов (otomo) для Второго Досю и представителей совета старейшин ХД (СИРАТА Р., ОКУМУРА С., ОСАВА К.) в зарубежные поездки, спасая от тлетворного влияния будущего раскольника. Но момент был уже частично упущен. Четвертая, когда сразу после кончины Основателя (1969г.) и окончания поминально-траурного периода из ХД ушли именно личности, основав свои собственные школы, направления и Хомбу Додзё (СИМИДЗУ К., СУНАДОМАРИ К., ТАНАКА Б. и др.). Еще через полтора года появляется Ки-но Кэнкюкай (ТОХЭЙ К.) и «ответ с другой стороны» от САЙТО М. в виде первых двух томов будущего пятитомника «Традиционное Айкидо» (1971-72гг.). Напряжение между полюсами возросло невероятно. Пришлось спешно увеличивать количество зарубежных поездок Второго Досю для укрепления позиций ХД, разъяснения « что есть наследие семьи УЭСИБА» и важности прямых контактов для зарубежных энтузиастов именно с потомками семьи УЭСИБА. В эти же годы началось переписывание истории создания Айкидо, роли влияния иных школ Будо на творение Основателя и первое замалчивание о подлинных личностях-учениках Основателя. Восстановление старых связей с довоенными непрямыми учениками Основателя, что были элитой Японии до войны и имели своих протеже в послевоенной Японии, помогло заручиться правильной поддержкой со стороны госструктур и политической верхушки в правительстве Японии. Пятая, когда выяснилось, что ЯМАДА Ё., племянник беззаветно преданного делу Основателя Айкидо АБЭ Т., пошел по стопам своего дяди в вопросах чести и порядочности, не приняв пост старшего инструктора (Saikō Shihan ) в обществе Ки-но Кэнкюкай, хотя и был «правой рукой» ТОХЭЙ К. до определённого времени. Более того, согласно предварительно полученным секретным инструкциям от Второго Досю сразу сообщил в ХД о притязаниях любителя красивой американской жизни на пост главы Федерации Айкидо США (1973г.). Фитиль тлел давно, но взрыв всё равно произошел внезапно. И в 1974 г. ТОХЭЙ покидает ХД, предварительно разослав письма, щемящий тон которых имел цель и обязательство для учеников сразу подтвердить свою лояльность новому «королю». Так Гений Айкидо и уникальная Личность в одночасье стал раскольником, вроде бы протестуя против стандартизации и выхолащивания Айкидо со стороны Второго Досю, но почему-то во всех первых интервью оскорбляя Основателя Айкидо и создавая миф о своей главной роли в истории развития послевоенного Айкидо. Итог революций оказался противоречивым. С одной стороны такой жуткий разлад в мире Айкидо, а с другой стороны – в ХД больше не осталось Личностей, протестующих против идей Второго Досю, ведь в 1975 г. ХД покинули почти все последние ути-дэси Основателя . Чистая победа или нет? Покажет лишь время и поступки участников тех событий. 6) А там, где нет протестующих (или Личностей с иной точкой зрения, которых объединяла мудрость Основателя), есть лишь место Системе, Единым Стандартам и, как следствие этого, Стагнации. В этом и опасность экспансии ХД в России, чьи результаты влияния мы уже можем наблюдать воочию. Да, Второй Досю создал свою методику движений. После появилась полностью иная методика движений Третьего Досю. Скоро может быть появится методика Четвертого Досю. Но если до 1984 г. мы могли ясно наблюдать в стенах ХД четыре технических направления: УЭСИБА К. и ОСАВА К. с последователями, ОКУМУРА С. и АРИКАВА С. с последователями, ЯМАГУТИ С. с последователями, САЙТО М. с последователями, то сейчас лишь два: УЭСИБА М. с последователями, ЭНДО С. с последователями (ВАТАНАБЭ Н. и ТАДА Х. в последнее время предпочитают свои личные додзё, нежели ХД!). Со времени методики Третьего Досю развитие в технической стороне Айкидо и вовсе остановилось. 7) Да, уважаемый Огнян Кременович, старшие инструкторы ХД - Сакураи, Ириэ, Курибаяси, Канадзава, Миямото, Сэки, Эндо, Ясуно- регулярно приезжают в Москву и в другие города РФ, где есть филиалы федераций со штаб-квартирами в Москве. Но возникает несколько вопросов. Почему у этих инструкторов столь одинаковая техника (за исключением ЭНДО С. и его младшего коллеги - Тиссье К.) в отличие от техник ути-дэси Основателя и свидетельствует ли это о развитии? Почему ХД проявило интерес к России (тогда – СССР), сфокусировав его первоначально лишь на Москве, а позднее на «московских» филиалах? Почему в своевольный Ленинград целенаправленно присылали лишь ФУДЗИТА М., что завлекал в свои ряды 7-минутными аттестациями? Почему единственный визит делегации ХД в С.Петербург, возглавляемый ЯСУНО М., прошел не столь гладко, как они того ожидали? И главный вопрос – почему все ути-дэси Основателя, что были в С.Петербурге, - ТАМУРА Н., ЯМАДА Ё., СУГАНО С., ИСОЯМА Х., ИНАГАКИ С., за исключением лишь КИТАУРА Я. – не зазывали нас в Айкикай и не повествовали о руководящей роли ХД и его значении для развития Айкидо в С.Петербурге? 8) «Москва – это еще не вся Россия». (М.И.Кутузов). Поэтому полагать, что «Хомбу Додзё проявило интерес к Айкидо в СССР в 80-е годы, последовательно направляя в страну делегации мастеров ...» (ЦИТ.) не совсем верно, ведь делегации первое время приезжали лишь в Москву! 9) «Так что я не вижу возможности ставить под сомнение роль Хомбу в формировании облика Российского Айкидо» (ЦИТ.) Я тоже не вижу сомнений в роли ХД в формировании облика московского Айкидо, а со временем и российского, благодаря множеству «московских» филиалов по стране. Есть иные сомнения с учётом приведённых мною исторических фактов. Это сомнения в роли ХД в развитии российского Айкидо, что в силу девальвации их статуса официального признания и ярко выраженной экспансии, а также стагнации в технической стороне Айкидо может привести лишь к тому, что российские клубы Айкидо станут обычными филиалами Айкикай и вотчиной для «опричников» из ХД(это метафора, а не оскорбление!) . А ведь именно благодаря развитию Айкидо в мире без вмешательства ХД в политику национальных федераций мы получили прекрасную возможность лицезреть и учиться у столь разных по стилю движений, методикам преподавания и поставленным акцентам на нюансах техник мастеров, как КИТАУРА Я., ТАМУРА Н., ЯМАДА Ё., СУГАНО С., ИСОЯМА Х., ИНАГАКИ С, АСАЙ К., ТАДА Х., ТИБА К., КАНАЙ М., АБЭ С., САЙТО М., КАНЕЦУКА М., САОТОМЭ М., СУГЭВАРА Т. , НОРО М., ИКЭДА Х., ТИССЬЕ К. и т.д., что уехали в другие страны из Японии, будучи официальными делегатами Айкикай, но сохранив самобытность взглядов и своей личности как мастера. Мы получили счастливую возможность увидеть зеркало, отражающее творение Основателя, составленное практически из большинства разлетевшихся осколков по миру, что мы смогли склеить в своем сознании и желании увидеть Айкидо во всей многогранности, а не в нынешнем варианте от ХД в виде единого стандарта. 10) Уважаемый Сергей Викторович позабыл, но именно благодаря женщине осенью 1988г. ленинградское айкидо смогло выбрать свой путь. Резкий контраст между единым стандартом и пространными неполными ответами на наши вопросы у представителей Ивама-рю (ныне – Такэмусу Айки) из Дании по сравнению с широким спектром взглядов на Айкидо и вариативностью технического исполнения у Джэми ЗИМРОН (Jamie Zimron) из Сан-Франциско, что виртуозно показывала «так делает Саотомэ, а так Икэда, а так Сайто, а так Тиба, а так Сибата, а вот так делают в Хомбу», определил наше желание развиваться в Айкидо, постигая все его аспекты без нивелирования к единому ранжиру. Чуть позже Жак БОНМЕЗОН (ныне 7 дан ФФАБ, 6 дан Айкидо Айкикай, сихан) подтвердил наши чаяния с самоопределением, сравнив ту ситуацию с образом юной девушки, что обладает пока еще счастливой возможностью выбирать спутника жизни, внимательно присматриваясь к кандидатам, но уже понимая, что главное – это истинные чувства, а не сладкие посулы. Вот, почему мы смогли создать ВСЕСТИЛЕВУЮ Федерацию Айкидо, избрав именно верность Айкидо – творению Основателя, а не какой-то организации извне. Но посулы вновь маячат пред нами и будоражат наше сознание: «…то есть они ни степеней, ни званий без этой связи получить не могут…» (ЦИТ.) В связи с чем возникает еще один вопрос, уважаемый Огнян Кременович: « А является ли желание получить степени и звания, статусы и сертификаты признаний (некоторые добивались этого аж 10 лет своей жизни) столь основополагающими для характеристики и отражения развития Айкидо в России?» Вот таков вариант «определимся с дефинициями» (ЦИТ., что звучит как «масло масляное») с моей стороны. «Будущее нужно постоянно вызывать из небытия, а прошлое приходит само». (Станислав Ежи Лец). [ Редактирование Sat Apr 13 2013, 02:58PM ] |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 07:08AM |
Сообщений: 50 | Действительно - длинный пост. Трудно понять о чем и трудно ответить коротко... По поводу того, какая из организаций имеет больше последователей в мире, я не могу ничего сказать - я не знаю такой статистики. Заметим, что само понятие Айкикай появилось только в 1960 году. Однако создается вполне стойкое впечатление, что Айкикай по числености значительно превосходит всех остальных... Потому, я считаю, Айкикай Хомбу вполне играет ведущую роль в мире. Что касается упомянутого Вами Жерара Блэза, то он, насколько известно мне - член Айкикай... Может Вы не про него хотели сказать? Коити Тохей вышел из Хомбу по вполне понятным причинам, так же как понятно, почему многие старшие ученики Основателя имеют свои организации, созданные раньше чем Айкикай. Но ни одна из них такого развития, как Айкикай, не получила. Во многом, конечно, благодаря поддержке японского правительства, но и во многом - благодаря поддержке, которую оказали семье Уэсиба и Хомбу Додзё множество мастеров в Японии. Однако понятно, что все "вышедшие" являются носителями именно той части традиции, которую они получили учась у Основателя в определенный период времени. В этом смысле Сайто сихан был носителем самой полной версии, ибо был с Основателем до конца. Но Сайто сихан всегда был членом Айкикай, несмотря на какие-то сложности в отношениях со вторым Досю. И Тамура сихан до конца жизни оставался и членом Айкикай и техническим советником Международной Федерации Айкидо (Айкикай), встречался с Досю, Досю приезжал к нему в Париж... И Ямада сихан, который был в очень хороших отношениях с Тамурой сиханом, тоже - технический советник международной Федерации и - член Айкикай. И Тиба сихан, который создал "Биранкай" в значительной мере на волне противоречий с Айкикай Хомбу, никогда не выходил из Айкикай и поддерживал весьма хорошие отношения с Досю. О чем свидетельствует и приезд Досю к нему в недавнем прошлом (лет 5 назад на юбилей). А сейчас многие региональные организации Биранкай получили признание Айкикай Хомбу Додзё. И Сугано сенсей всегда был членом Айкикай... Я не хотел бы обсуждать тему "проблематики смещения ценностей нового молодого поколения японцев..." Для этого надо быть как минимум - японистом с огромным стажем пребывания в Японии. Сами японцы говорят об этом, но я не уверен, что мы трактуем их мнение и самое проблему верно. Не упрощайте японские взаимоотношения до уровня наших домашних разборок, пожалуйста. Японцы и думают и понимают все совсем не так как мы...! Взаимоотношение старших сиханов и более молодого Досю следует рассматривать в контексте общеяпонских культурных традиций, а не в контексте "европейских" политических разборок! Мы здесь ни на чьей стороне быть не должны, ибо японцы между собой разберутся всегда, а гайдзины окажутся "как всегда неправы"! :) И уж точно, мы не можем понять, что именно имел ввиду Основатель ругаясь на молодых...! :) Вы лекцию Тады сихана о религиозных воззрениях Основателя в Токио не слушали? Кстати, хотя мы Таду сихана не вспоминали до сих пор, а ведь - один из старших оставшихся в живых, учеников Основателя. До сих пор в Хомбу работает. Как и Исояма сихан, который по просьбе Досю возглавил Ивама Додзё после смерти Сайто сенсея... А сын Сайто сенсея ушел из Айкикай... и я его понимаю... Но совсем не думаю, что его уход означает новый виток в развитии Айкидо! То есть я хочу сказать, что Вы в целом про историю правильно написали, только для меня Ваш пост еще раз подчеркивает роль Айкикай в развитии Айкидо в мире и у нас в стране. И мне все-время видится попытка какого-то "негативного наезда" с Вашей стороны, хотя я никак не могу прочувствовать, с чем это связано и чем Вы так недовольны. Может Вы напрямую скажете? |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 09:37AM |
Сообщений: 208 | Уважаемый Огнян Кременович! "Прелесть минуса в том, что его всегда легче исправить на плюс, уйдя из плоскости в вертикаль" (Д.Карнэги) Поэтому видеть негатив (со знаком "-") и недовольство в моих ответах будет не совсем верным. Просто поменяйте горизонтальную плоскость на вертикальную. Отвечаю прямо: я разделяю ХД и Айкикай. Именно поэтому и приехал на XI Конгресс, посвященный знаменальным датам в истории жизни Основателя, а не нынешнему ХД, чтобы отдать должную благодарность Основателю Айкидо и Айкикай, что до сих объединяет всех в большую семью Айки, следуя заветам УЭСИБА. Если бы это были даты или события, связанные лишь с ХД, то не приехал бы точно. А так, помимо Токио, специально побывал в Осака, Нара, Коя-сан, Кумано,Танабэ, Сингу, Ивама. Вот, почему был так счастлив лекции и тренировкам ТАДА Х., АСАЙ К., ТИССЬЕ К., ИСОЯМА Х. Но Ваша тема здесь не о Айкикай (кстати, 9 февраля 1948 года вместо "вашего" 1960г.! Иначе виденный мной сертификат официального делегата Айкикай- АБЭ Тадаси, датированный 1952 годом, может считаться подделкой), а о роли именно Хомбу Додзё в развитии Айкидо в России. [ Редактирование Sat Apr 13 2013, 03:00PM ] |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 09:58AM |
Сообщений: 50 | Во как! Не успел ответить на один пост, а тут уже - второй. Еще длиннее. Интересно было читать! Хорошее описание истории. Я не историк, вдаваться в обсуждение не стану. В конце концов, есть факты, а есть их трактовки. Вы, не будучи участником событий, можете трактовать их со слов очевидцев или по литературным источником, или додумывать..., но и то и другое и третье - субъективно, то есть позволю себе допустить, что Вы анализировали много субъективных источников. Из Вашего анализа, как и ранее, не следует, что Айкикай не играет ведущую роль в развитии Айкидо. Ваше описание японского взгляда на политику "сдержек и противовесов" мне откровенно понравилось. Увлекательно. Прямо как роман Джеймса Клавела! :) С чем я не согласен, так это с Вашим утверждением, будто в Хомбу Додзё все сиханы одинаковы. Понятно, что в России Вы на их семинары не ходите, но даже из видеозаписей Дзен Нихон Эмбукай видно, что это не так... Я посещаю семинары Миямото сихана, Эндо сихана, Курибаяси сихана, Канадзвы сихана и Ясуно сихана потому, что мне нравятся и эти люди и их техники. Но все они практически ВСЁ делают по разному, иногда даже - вкладывая разный смысл! Других сиханов я не посещаю, хотя мне нравятся и Кобаяси сихан и Ёкота сихан, но невозможно объять необъятное и невозможно научиться всему! Приходится ограничивать себя. Да, говорят, что какое-то время в Хомбу Додзё осталось лишь несколько технических направлений из бесчисленного множества возможных, но даже и сейчас их много больше, чем Вы описали. Многие старшие сиханы ссылаются на Ямагути сихана, но делают уже по-другому, не так как он. Миямото сихан, являясь учеником Сибаты сихана и Тибы сихана делает нечто иное, чем Ясуно сихан, например... И Миямото сихан говорил мне, что старший Осава сихан - пример знания в Айкидо. А Исояма сихан делает что-то совсем третье, хотя он оказал решающее влияние на воспитание Досю Моритеру Уэсиба, вместе со старшим Осавой сиханом. Короче на мой век этого многообразия точно достаточно! Ну и, положа руку на сердце скажите, разве внури Син Син Тойцу или Ёсинкан или Томики имеется такое же многообразие техник и взглядов? И что Вы видите странного в том, что взгляды и концепции людей, вышедших из Айкикай Хомбу Додзё слабо в нем представлены? Я затрудняюсь сказать, какой линии придерживается Ясуно сихан, а какой - Курибаяси сихан. Для меня это не существенно, ибо то, что я вижу мне интересно, а анализировать развитие ветвей Айкидо во времени мне не так интересно. Хотя, если меня хорошо заинтересовать, я может быть и этим увлекусь :) Важно, что во всей этой истории Досю выполняет роль "прописи". То есть - той модели Айкидо, вокруг которой строится работа Хомбу Додзё. Досю не имеет права на поиски и изменения, а все вокруг - имеют и должны меняться. И при этом - все время смотреть на правильную форму! Это как при письме на любом языке: все пишут как могут, даже врачи, но учили всех по прописям!:) И не надо это критиковать или подвергать сомнению. Это так устроено и уж точно не нам менять... И еще у меня появилось одно важное замечание, которое мне подсказали старшие: не надо стремиться превозносить различия между исполнениями. Надо стараться понять, что у всех у них общего, что и является сутью. А приверженность той или иной манере, тем или иным решениям, определяется более общим состоянием занимающегося (растяжкой, имевшимися травмами, имеющимися болезнями и т.д.) и во многом - опытом, имевшимся в других БИ (кендзюцу, дзёдзюцу, каратэдо, дзюдо...) накладывающим отпечаток на форму...Я так думаю... |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 10:27AM |
Сообщений: 50 | Не станем спорить о датах. По поводу Москвы и Ленинграда Вы меня насмешили! Первый визит нынешнего Досю в СССР был и в Москву и в Ленинград. В советское и раннее пост-советское время на большее рассчитывать было сложно. Ну какой визит Досю в Мурманск или Свердловск в 1992 году. Помилуйте! Это было уже - раскрытие страны. И в большинстве других стран официальные делегации ездят в столицу... Так что замечание странное. Вы можете сколько угодно разделять Айкикай и Хомбу Додзё однако факты таковы: существуют ТРИ организации Айкикай: Айкикай Хомбу Додзё, занимающееся в первую очередь обучением. Глава - Досю. Решения принимает Досю Фонд Айкикай, объединяющий занимающихся в разных странах. Штаб квартира - Хомбу Додзё. Глава - Досю. Решения принимает Досю Международная Федерация Айкидо, созданная в первую очередь для участия в Международных СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (МОК, Спорт Аккорд...) Место регистрации - Хомбу Додзё, глава - Досю. Решения принимаются Президиумом по согласованию с Досю. Существует еще аттестационная деятельность Айкикай. На самом деле это - дело семьи Уэсиба и все средства от экзаменов поступают в семью Уэсиба, а не в фонд Айкикай. Руководит этим Досю! Так что какую часть Досю вы противопоставляете какой части Досю мне совсем не понятно! :))) Все, перечисленные Вами, уважаемые сиханы - имеют прямое отношение к Хомбу и отличные отношения с Досю. Я уже не говорю, что весь персонал, готовивший мероприятия, как и уке сиханов все - были из Хомбу Додзё! Как можно противопоставлять Таду сихана, Асаи сихана, Исояму сихана и Хомбу Додзё я не понимаю. Это - какие-то Ваши фантазии! Заодно поясню, почему Тада сихан, Эндо сихан, а скоро и - Миямото сихан и Секи сихан большую часть времени ведут не в Хомбу Додзё, а в частных залах: ОНИ - НА ПЕНСИИ! По японским законам, лица достигшие 60 лет должны быть уволены с основного места работы. Таким образом в Хомбу они ПОЧАСОВИКИ. Им остается один день в Хомбу. Остальное время они вольны тратить так как хотят. За соблюдением этого закона в Японии следят так же строго, как и за финансами! |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 10:48AM |
Сообщений: 50 | Кстати, а в чем была неудачность поездки в Питер делегации Хомбу во главе с Ёкотой сиханом? Я про это не знаю. Расскажите пожалуйста! |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 10:52AM |
Сообщений: 208 | Уважаемый Огнян Кременович! «Когда не дует ветер, и флюгер на крыше имеет свой характер». (Станислав Ежи Лец) 1) Тот подробный и длинный ответ с полной ориентацией на Ваши первые тексты пришлось всего лишь разбить на две части из-за ограничений на форуме (посмотрите, там интервал всего минута по размещению). Странно, что Вы вторую часть прочитали много позже. В отличие от Джеймса Клавелла я не смогу сделать столь великолепный перевод Сунь-цзы «Искусство войны». 2) Увы, но я был на семинарах всех лиц, которых Вы перечислили, отнюдь не только в стенах ХД или в других странах, но даже в России. Именно поэтому и не могу считать свои заявления о «одинаковости» нынешней когорты инструкторов из ХД голословными. Личности в ХД изжиты, есть лишь некоторые инструкторы, кто осознал исторические промахи и делает акцент во время тренировок на искренность и простоту человеческой природы. Например, СУГЭВАРА Сигэру, КОБАЯСИ Юкимицу, ТАКАМИДЗО Марико. Но подлинных Учителей с Большой Буквы уже не осталось. Для этого надо обладать некой свободой от ХД, а такой подарок выпал на судьбу лишь ути-дэси. Поймите, нам в С.Петербурге повезло. Мы «испорчены хорошим вкусом» (И.Ильинский), благодаря встречам со многими ути-дэси, и теперь не очень падки на нынешних инструкторов из ХД, поэтому даже ФУДЗИМОТО Ё. с его акцентом лишь на технику не представлял интереса. 3) Отвечаю на Ваш вопрос о других стилях, направлениях, школах. Ни в одной ветви или осколке в нарушении биологических законов не сохранилось и десятой доли того, что смогли воплотить ути-дэси Основателя, что остались в Айкикай в трудные периоды революций и глобального раскола. Вот почему мне ближе целое (в нашем случае, Айкикай), чем мнимые подобия. Взгляните, там всё держалось лишь на одном человеке (создателе стиля), после кончины которого всё практически развалилось. В то время, как ути-дэси, благодаря мудрости Основателя Айкидо, смогли избежать стандартизации и раскрыть себя в полной мере, сохранив и укрепив в том числе этим Айкикай . 4) О прописях. Была ли техника Айкидо Кайсо (Основателя Айкидо) таковым «уставным письмом» для учеников, хотел ли он стандартизации? Даже Нидай Досю, уже воплощая собой образец прописей, еще не старался привести всех инструкторов к единому стандарту. Всё началось с Третьего Досю. Но обязанность пройти уставное письмо не должна лишать нас возможности овладеть полу - курсивом и курсивом, и позднее открыть свой собственный стиль письма. Нынешнее ХД не дает такой возможности. Встречая людей, ярых приверженцев ХД, на семинарах ути-дэси Основателя, поражался, что они не способны повторить то, что показывает другой мастер – будь-то быстрая и внутренняя техника ТАМУРА Н., или короткая техника САЙТО М., или динамичная техника с акцентом на вертикальную проекцию КИТАУРА Я., или почти бесконтактная с ярким ощущением образования пустоты техника СУГАНО С. А порой и не хотят повторять, мотивируя «нас так учили в Хомбу» или «так в Хомбу не делают». Это ли свободное владение языком тела и пластики телодвижений? Сомневаюсь. Поэтому оставим « уставное письмо» Досю, а технику Хомбу…будем изучать, не становясь рабами формы. 5) Различия никто не превозносил. Стоит внимательнее перечитать отсылку к напутствию ТАМУРА Н., что я привёл ранее. [ Редактирование Sat Apr 13 2013, 08:18AM ] |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 03:10PM |
Сообщений: 208 | 6) Первый визит нынешнего Досю был и в Москву, и в Ленинград. Но почему-то встреча на платформе и банкет в ресторане не оказал столь значительного влияния на развитие ленинградского айкидо, нежели замечательный и плодотворный семинар, подаренный москвичам в силу известных обстоятельств. И это было тогда совсем не смешно. 7) Три организации, возглавляемые ОДНИМ человеком. Вам это ничего не напоминает?! Пирамидальность в почёте со времён Египта. « … все средства от экзаменов поступают в семью Уэсиба, а не в фонд Айкикай. Руководит этим Досю!..»(ЦИТ.) - вот он, ключевой момент! 8) Мне очень-очень нравится учиться у обладателей звания «сихан» и высоких степеней Айкидо Айкикай во Франции и в Америке. Они никогда не говорят «так не делай, а так делай». Т.е. не акцентируют столько повышенного внимания на форме, нежели инструкторы ХД, зато показывают богатый мир применения внутренних основ Айкидо. Еще почему-то они никогда не тушуются, если задаешь практические вопросы, а сразу отвечают, демонстрируя на деле возможные вариации в силу изменившейся обстановки и вида исполнения атаки. Т.е. не впадают в гнев от ученического вопрошания, как ФУДЗИМОТО Ё., и не уходят от ответа, как ИРИЭ Ё. или КАЦУРАДА Э., чья техника слабовата и ограничена. Именно этим мне и понравились тренировки ТАДА Х., АСАЙ К., ТИССЬЕ К., ИСОЯМА Х. во время минувшего Конгресса в Токио. Открытое сознание, прекрасное чутьё аудитории, внутренняя лёгкость и сияние Личности в отличие от поведения инструкторов ХД в стиле «работаем, работаем, работаем». «Незашоренность» мастеров всегда притягательнее, не так ли? Вот одно из «моих» разделений ХД и Айкикай. 9) Никто и не говорил, что у перечисленных мной ути-дэси плохие отношения с Досю или отсутствуют взаимосвязи их организаций с ХД, хотя я мог бы написать еще один исторический экскурс об истории взаимоотношений Биранкай (ТИБА К.), Школ Айкидо Уэсиба (САОТОМЭ М.), Ассоциации Айкидо Америки (ТОЁДА Ф.) с Айкикай Хомбу Додзё. Но это для другой темы. 10) Тот визит в С.Петербург возглавлялся ЯСУНО М., а не ЁКОТА Ё., что на тот момент были соответственно мастерами 7-го и 6-го дан. «Можно перейти на позиции врага, оставшись на собственных». (Станислав Ежи Лец) |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 03:11PM |
Сообщений: 50 | Вы скоро заставите меня перечитать все о Ежи Леце. Буду стараться отвечать по пунктам, ибо вопросы затронуты, безусловно серьезные! 1. Пока писал ответ на первый пост не смог прочитать второй, А писал я долго. 2. Не понял кого Вы перечислили и у кого на семинарах Вы были. Вы безусловно правы, и Сугавара сихан и Такамизо сихан и Кобаяси сихан пока еще молоды и не оформились в Больших Учителей, но у них осталась эта возможность. Ясуно сихан и Эндо сихан, я считаю, уже Большие Учителя. Надеюсь и Миямото сихан идет в этом направлении. Мудрость приходит с годами... Насчет вашей в Питере испорченности хорошим вкусом - да пожалуйста, пожалуйста!!! О вкусах вообще не спорят! Нравится - учитесь, "не нравится - не ешьте!" (цитата откуда то). Просто сначала нужно овладевать формами и техникой, а потом вкусы формировать. Ну и укеми для начала надо научиться хорошо делать, а не высказывать сразу свое мнение и видение. Отсюда и травмы на тренировках, что люди приходят учиться и начинают сразу поучать тех, кто их учит. Я - не про Вас, я про начинающих и занимающихся. 3. Я имею совершенно иное мнение о "стандартах" ХД и о "стандартизации". Я его уже высказал. Остаемся при своем... 4. Чудеса! Откуда Вам столько известно про замыслы и помыслы третьего Досю!? Он сам это Вам сказал или написал где? Даже сиханы ХД такого не слышали! И мне такого не рассказывали, и Кобаяси сихан, рассказывая на лекции в Кстово о том, как отбирают преподавателей для Хомбу Додзё, о таком не говорил. Не верю я в эту информацию. И то, что все сиханы Хомбу сейчас с очевидностью собирают техники старых ути дэси, ездят к ним на семинары, только укрепляет меня в моих сомнениях. Что касается способа изучения Айкидо, который Вы выбираете - это целиком Ваше дело и право, хотя мне всегда странно слышать, что ученики диктуют учителям как именно они хотят учиться... Иное дело, конечно же, если Вы уже чувствуете себя большим мастером и специалистом, чем приезжающие 5. Я вас и не обвинял... я привел этот тезис явно в поддержку мнения Тамуры сихана. 6. Я не рад тому, что встреча в Питере в 1992 году привела к осложнениям. Но меня там не было, да и помочь я тогда вряд ли мог. У меня нет уверенности, что Питерское Айкидо от той неудачной встречи хоть что-то выиграло... 7. Именно так! Это и есть ключевой момент! это - традиционное японское искусство, передаваемое в семье старшему сыну... Таковы японские традиции. Поэтому я и говорю, что революции тут не нужны. Вы говорили о 5 революциях, но на мой взгляд это были просто этапы внутренних японских противоречий. И разрешены они были типичными японскими способами. И дальше тоже так будет, а как только это изменится, традиционное Айкидо прекратит свое существование, как это произошло с Дзюдо, происходит сейчас с Кендо и Каратэдо. Я так думаю, конечно же! 8. Вы можете мне не поверить, но ни один сихан с которым занимался я, не говорил мне "делай так" или "только так - правильно..." Все как один говорят "есть миллион способов сделать ту или иную технику..., я делаю это так..." и дальше шли пояснения... Вы упомянули молодых сенсеев Хомбу. Я помню многих из них еще простыми студентами университетов, приезжавших к нам вместе с сиханами... Не вижу ничего удивительного в том, что они еще недостаточно опытные преподаватели. Но они очень хорошие учителя для начинающих да и для младших Данов - тоже. Жаль, что начинающие не всегда могут это понять, а старшие инструктора не всегда хотят это видеть! Никакого разделения между ХД и Айкикай в том, что молодые еще не опытны, а у старших сиханов учиться мастерам интереснее НЕТ! 9. Про историю Вы пишИте. Это познавательно, хотя и является во многом Вашей субъективной интерпретацией! 10. Я даже и не помню такого визита. Может он только в Питер был? Так и что же там случилось? |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 05:42PM |
Сообщений: 44 | Очень давно не читал с таким удовольствием. И очень много подчерпнул для себя ( понимаю, что был некоторый застой и леность мыслей). Что особенно нравится в Вашем споре, он образец, как надо общаться. Напряжение и нетерпеливость в высказываниях. Очень четкое выражение своих мыслей и вместе с тем очень корректное отношение друг к другу. БРАВО!!! И очень не хочется, что бы это закончилось. И интересно, и познавательно [ Редактирование Thu Apr 11 2013, 10:38PM ] |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 05:51PM |