Aikido.ru » Все форумы » Айкидо » Общие темы » О роли Айкикай Хомбу Додзё в развитии Айкидо в России
Автор | Сообщение |
---|---|
Сообщений: 50 | Спасибо, Сергей Викторович! Мне тоже интересно, честно говоря. А корректное отношение к своему оппоненту и партнеру, должно быть нормой для занимающихся японскими БИ. Так меня учили когда-то. Надеюсь - не только меня |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 06:16PM |
Сообщений: 208 | Уважаемый Огнян Кременович! «Один поклон жрецам значит больше, чем сто поклонов божеству». (Станислав Ежи Лец) Очень замечательно, что Вы имеете «…совершенно иное мнение о "стандартах" ХД и о "стандартизации"… (ЦИТ.). Ведь чем спор отличается от полемики? Спор – это попытка найти сходное при наличии разного, в то время как полемика – это заострение противоположностей. Смею верить, что как в обсуждениях здесь, так и во внутренних ощущениях, мы с Вами нашли больше сходного при наличии разного (= иных мнений). Но позвольте вернуться к заявленной Вами, уважаемый Огнян Кременович, теме. Недавно прочитал на сайте Дзикисинкай Ваше интересное интервью под названием «Айкидо как цель жизни», что полностью перекликается с Вашей темой здесь. 1) «…При этом инструкторы Хомбу додзё могут приезжать для проведения семинаров только в официально зарегистрированную федерацию и по приглашению федерации или клубов, которые развивают айкидо в тесном сотрудничестве с Хомбу додзё. Такие клубы получают статус филиала Хомбу додзё…»(ЦИТ.) Это именно о том, о чем я здесь говорил, когда писал, что «..это сомнения в роли ХД в развитии российского Айкидо, что в силу девальвации их статуса официального признания и ярко выраженной экспансии, а также стагнации в технической стороне Айкидо может привести лишь к тому, что российские клубы Айкидо станут обычными филиалами Айкикай и вотчиной для «опричников» из ХД(это метафора, а не оскорбление!)…(ЦИТ.) Как видите, Вы много ранее подтвердили мои слова. 2) Далее в своём интервью Вы подробно объясняете «устройство» Айкидо Айкикай как строго регламентированное и подчиняющееся вертикальной иерархии взаимодействие ХД, Фонда Айкикай и Международной Федерации Айкидо с наличием права «вето» лишь у Главы Пути – Досю. Вспоминая времена СССР: то, что невозможно было в Москве, легко можно было провести на периферии. Например, концерты рок-музыкантов, показ фильмов опальных режиссеров и даже выставку картин запрещенного в те времена П.Филонова. Как раз эти «периферийные» события и дали толчок развитию искусства и культуры в годы застоя в нашей стране, обретению внутренней свободы как источника исканий и подлинных знаний. Так и в ситуации с развитием Айкидо в России: в рамках деятельности ХД развитие будет лишь, увы, в рамках их строгих правил как части обязательных условий для получения официального признания и статуса филиала ХД в России (о чем Вы прямо пишите в своём интервью на сайте Дзикисинкай). В то время как обучение у старших учеников (ныне обладателей 6 или 7-ой степени «дан» - Тиссье К., Конигсберг Х., Хэндрикс П., Уэйт Д., Блэз Ж., Пеллерин К., Ульф Э., и т.д.), более 40 лет (!) изучающих Айкидо под непосредственным руководством ути-дэси в разных странах мира, не менее ценно для развития Айкидо в России. С учетом этого ставить приоритеты лишь в сторону ХД будет не совсем корректным, не так ли? 3) «…потребовалось выполнить довольно строгие требования …, такие, например, как … приведение органов управления федерацией в соответствие с требованиями регламента, отказ от культивирования в рамках ФААР иных видов будо, запрет на любую соревновательную деятельность, ограничение контактов с иными направлениями в айкидо и т.д. Мы выполнили все пункты этих требований…» (ЦИТ.) Это идеально для филиала Хомбу Додзё Айкикай, но поспособствуют ли развитию Айкидо в России (в том числе, в рамках нашей всестилевой Федерации) такие установки на ограничение во всем и вся? Поясню. Если бы не встреча УЭСИБА Морихэй с о своим духовным наставником ДЭГУТИ Онисабуро, человеком высочайшего образования не только в области Будо, но и многих искусств и наук, вполне возможно мы получили бы талантливого мастера Дайто-рю. Но всего лишь одного из череды мастеров некой школы дзю-дзюцу, коих (школ) пруд пруди в Японии. И в рамках строгих ограничений, присущих этим школам, вскоре позабыли бы об этом мастере и его искусстве. Согласно словам Основателя Айкидо, ТАКЭДА Сокаку открыл ему глаза на Будо (как Искусство Воина в условиях войны или опасностей), в то время как ОНИСАБУРО Дэгути открыл ему глаза на Айкидо как воплощения сущности Будо – Искусства Мира и неиссякаемого источника творческой энергии, что не нуждается в ограничениях, чаще всего ведущих лишь к застою (стагнации). [ Редактирование Sat Apr 13 2013, 02:37PM ] |
Наверх | Sat Apr 13 2013, 12:20PM |
Сообщений: 208 | 4) Далее по Вашему тексту здесь. «…Именно так! Это и есть ключевой момент! это - традиционное японское искусство, передаваемое в семье старшему сыну... Таковы японские традиции. Поэтому я и говорю, что революции тут не нужны. Вы говорили о 5 революциях, но на мой взгляд это были просто этапы внутренних японских противоречий. И разрешены они были типичными японскими способами. И дальше тоже так будет…» (ЦИТ.) Вообще-то я имел в виду иной ключевой момент, но раз он упущен, то еще не пришло время для понимания этой финансовой ситуации. Немного истории. После намеренного или случайного промаха со стороны ТОХЭЙ К., позабывшего поместить фото Основателя в своей первой книге об Айкидо, УЭСИБА Морихэй часто напоминал, что Айкидо – это (прежде всего) наследие семьи УЭСИБА. По-японски это звучит как “Ueshiba-ke-no Aikidō”, а пишется как 植芝家の合気道, где иероглиф 家(ka/ke) означает «дом, владение, семья, семейное достояние». С другой стороны тот же иероглиф встречается в слове «айкидока» - 合気道家 (Aikidō-ka), что приобретает некое поэтическое значение для любого, кто желает серьёзно изучать Айкидо, т.е. стать со временем «частью семьи Айки». И это полностью перекликается с тем, что УЭСИБА Морихэй говорил СУНАДОМАРИ Кансю (обладатель 10-ой степени «дан» Айкидо в виде авторского сертификата за подписью УЭСИБА, что после кончины Основателя ушел из Айкикай в 1969г., создав Мансэйкан Айкидо). Вот эти воспоминания: «УЭСИБА-Сэнсэй совершенно ясно сказал мне еще до отъезда в Кумамото (1954г.), что в истинном Будо не может быть «сокэ» - 宗家 (Sōke)». Поясню. «Сокэ» - это глава семьи, фамильного клана. Некая часть обустройства самурайской иерархии по системе «иэмото» -家元 (Iemoto) – чаще всего закрытого семейного сообщества, где все обязаны строго следовать фамильным традициям, неукоснительно их соблюдая. Кстати, Вы можете заметить и в этих словах уже знакомый Вам иероглиф. Далее вновь слова СУНАДОМАРИ Кансю: « Сам факт, что в истинном Будо не может существовать главы фамильного клана некой школы, означает, что техники Айкидо безграничны и лишь истинный Учитель может передать их по наследству. Полагаю, что никто не сможет осмыслить заветы Основателя Айкидо без практики Айкидо с ясным пониманием этого высказывания. Иначе Айкидо просто застынет на месте. Передавая лишь неизменные формы, вы следуете направлению, явно противоположному этим словам Основателя Айкидо. Вам надлежит неустанно преодолевать любые ограничения и барьеры, ведь Айки – это Путь, где вы становитесь единым с другими». Поэтому следование традиции фамильного клана Уэсиба в виде надлежащего исполнения строгих требований со стороны ХД будет неким нонсенсом здесь в России, вступающим в явные противоречия с заветами Основателя. Не лучше ли быть частью большой семьи Айки и развивать Айкидо в России под чутким руководством старших учеников (не-японцев!), которых взрастили различные ути-дэси (ЯМАДА Ё., СУГАНО С., ТАМУРА Н., ТИБА К., ЯСУНАРИ К. и др.), что покинули Японию прежде и не принимали участия в упомянутых мной революциях и нескончаемых японских противоречиях?! 5) Далее в своём интервью на сайте Дзикисинкай, уважаемый Огнян Кременович, Вы разъясняете, как начинающим определить хороших и плохих учителей. «…Гарантий качества, к сожалению, пока выдать не может никто: как говорили древние – ищите сердцем. Однако несомненными преимуществами организации является ее признание международными институтами, в первую очередь, Хомбу додзё и Международной федерацией айкидо. Клубы, относящиеся к таким организациям, а тем более клубы, имеющие японских кураторов, безусловно обеспечивают необходимый уровень знаний и методик преподавания…(ЦИТ.) В связи с этим вновь возникает тот же вопрос в пику Вашей теме здесь о роли ХД в развитии Айкидо в России: « Почему Вы несомненным преимуществом некой организации Айкидо в РФ считаете именно признание со стороны ХД? Почему лишь японские кураторы «безусловно» обеспечивают необходимый уровень знаний?» 6) Далее по Вашему тексту здесь. «…Вы упомянули молодых сенсеев Хомбу. Я помню многих из них еще простыми студентами университетов, приезжавших к нам вместе с сиханами... Не вижу ничего удивительного в том, что они еще недостаточно опытные преподаватели. Но они очень хорошие учителя для начинающих, да и для младших Данов – тоже…»(ЦИТ.) Всецело согласен с Вами, что они – отличные учителя для начинающих и для младших «данов». Но! – они ведь обладатели 6-ой степени «дан»!!! Просто сравните с 6-ми «данами» из других стран (Уэйт Д., Суга Т., Бонмезон Ж., Миля Ж. и другие). Почему такой слабый уровень у нынешнего поколения инструкторов ХД? Часть ответа Вы уже дали: «…все сиханы Хомбу сейчас с очевидностью собирают техники старых ути- дэси, ездят к ним на семинары…» (ЦИТ.) Поэтому может быть еще рано «привечать» нынешнее поколение инструкторов из ХД, соблазняясь их «посулами» об официальном признании со стороны ХД, но почему-то при обязательном условии организации регулярных семинаров для посланников из ХД с нашей стороны?! 7) Тот «рекламный» визит официальной делегации ХД во главе с ЯСУНО М.(+ ЁКОТА Ё., МОРИ Т., САКУРАЙ Х. и два молодых 2-ых «дана») был по всем странам бывшего Варшавского договора с заездом в С.Петербург в первой декаде марта 1998 года. В бОльшей степени он был финансово организован Японским Фондом культуры, поэтому тренировки в клубах «Ленкай» и «Саби» были бесплатны для всех участников 4-х дневного семинара. Однако никто из местных клубов Айкидо не захотел стать их «вотчиной», а МЕАФА не стала создавать отдельную Федерацию Айкикай СПБ и Ленобласти в качестве замены МЕАФА, как того хотели японцы. Более подробно о ходе тех переговоров Вам поведает Сергей Викторович при личной встрече. Но на тот момент питерские энтузиасты Айкидо были еще не столь слабы на поклоны «жрецам» из ХД, нежели «божествам»(kami-sama)- вдохновителям Основателя Айкидо. « Обо всем уже написали. И, к счастью, еще не обо всем подумали». (Станислав Ежи Лец) [ Редактирование Sun Apr 14 2013, 08:28AM ] |
Наверх | Sat Apr 13 2013, 12:22PM |
Сообщений: 50 | Долго читал. Три раза прочитал. Спасибо за то, что цитируете меня и привлекаете внимание к сайту моего клуба! Признателен. Кроме того, поскольку Вы уделили столько времени цитированию меня, я теперь просто обязан цитировать Вас! Буду стараться каждый свой пост теперь предварять одним из Ваших, замечательно отобраных высказываний! Они мне очень понравились! Итак первая цитата от Вас: "Ложь отличается от правды тем, что не является ею" ( Станислав Ежи Лец). Согласно написанному Вами выше: "«..в силу девальвации их статуса официального признания и ярко выраженной экспансии, а также стагнации в технической стороне Айкидо может привести лишь к тому, что российские клубы Айкидо станут обычными филиалами Айкикай и вотчиной для «опричников» из ХД(это метафора, а не оскорбление!)… (ЦИТ.) Как видите, Вы много ранее подтвердили мои слова." Уважаемый г-н Шадрин. Я никак не подтверждал эти Ваши мысли! Я считаю их полностью неправильными! Начнем с эксансии!!! Ну в чем же Вы видите экспансию? В том, что официальное признание Хомбу получили 10 (в соответствие с официальным сайтом Хомбу Додзё) организаций: 1. Aikido Aikikai Centre "Koinobori Dojo" 2. Aikido Aikikai Federation of Russia 3. Association of Aikido Aikikai Clubs (AAAC) 4. CRAG 5. Jikishinkai Russia 6. Oshinkan (JCLC MSU) 7. Siberian Aikido Aikikai Federaton (SAAF) 8. "Yamato"Aikikai Aikido Foundation 9. Russian Aikido Federation (RAF) 10. Wakikai (ссылки на сайты удалены согласно правилам форума) Так а в чем же тут экспансия то? Все эти организации развивают Айкидо Айкикай уже значительно больше 20 лет. Ничего нового в нашем отечественном Айкидо не произошло! При этом, техническими кураторами КРАГ, Фонда "Ямато", ФАР, АКА, Вакикай являются сиханы, не имеющие НИКАКОГО прямого отношения к Хомбу Додзё! И никакого иного кураторства или требований иметь прямые отношения с сиханами Хомбу к этим организациям НИКТО и НИКОГДА не предъявлял! То есть, получив официальные Призанания Хомбу Додзё они так и остались со своим техническим руководством, своими программами развития, своими кадрами и своими связями! Какая же это "экспансия Хомбу"!? Что касается "девальвации статуса" то это - опять какая-то Ваша фантазия: в чем Вы видите "девальвацию" то? У всех организаций есть по нескольку филиалов, у всех есть маститые сиханы в качестве руководителей. У всех есть подготовленные мастера и многолетний опыт развития Айкидо Айкикай!Нет никакой девальвации статуса! Вы погорячились! Насчет "обычных филиалов Айкикай" Вы наверное правы! Я лично не вижу ничего плохого в том, что мы стали "обычным филиалом"! Мне бы не хотелось стать каким-то "необычным филиалом" (мутантом что ли?) Но Вы, безусловно, имеете право на иное видение! Ну и, наконец "вотчина опричников" это Вы сильно сказали. Правда, опричнина, похоже, была явлением исконно русским, так что, думаю, - в Вас говорит генетическая память! В силу того, что из 10 организаций, 5 давно сотрудничают именно с Хомбу, а остальные пять имеют своими руководителями сиханов из разных других стран, никакая "японская опричнина нам пока явно не светит"! Как мне это видится! [ Редактирование Sun Apr 14 2013, 08:27PM ] |
Наверх | Sun Apr 14 2013, 07:27PM |
Сообщений: 50 | Вторая цитата, которая показалась мне чрезвычайно приличествующей случаю такова: "Бред? Но ведь новый!" (Станислав Ежи Лец ). Я никак не отозвался на затронутую Вами тему "стагнации современного Айкидо" и низкого, как Вам кажется, уровня Айкидо в Хомбу Додзё! Вот как это выглядит в Вашем изложении:«Всецело согласен с Вами, что они – отличные учителя для начинающих и для младших «данов». Но! – они ведь обладатели 6-ой степени «дан»!!! Просто сравните с 6-ми «данами» из других стран (Уэйт Д., Суга Т., Бонмезон Ж., Миля Ж. и другие). Почему такой слабый уровень у нынешнего поколения инструкторов ХД?" Начнем с непростого для полемики утверждения": современное (и - традиционное, тоже) Айкидо де-факто, не содержит механизмов сравнения качества Айкидо отдельных исполнителей или коллективов! Ни объективных, ни - субъективных! Так что, говоря о низком уровне в сравнении с мастерами из других стран, Вы забыли указать, по каким критериям Вы этот уровень СРАВНИВАЛИ? Интересно также узнать, те люди, которых Вы упомянули, они тоже считают, что их Айкидо значительно лучше Айкидо сиханов Хомбу? Они Вам это сказали? Или Вы это сами ... придумали? Мне например нравится учиться у мастеров из Хомбу. Мне нравится следить, как изменяется их индивидуальная техника с годами, как расширяется понимание и трактовка техник и принципов Айкидо. Я смотрю на их выступления на Всеяпонских Фестивалях ("Дзен Нихон Ембукай") и вижу высочайший класс. Я согласен, что обладатели 6 и 7 Данов из других стран также обладают великолепной техникой, но сравнивать ее я бы не стал! Скажу Вам честно, мне у "вторичных" носителей знаний, заниматься просто скучно! Они могут быть милейшими людьми, большими мастерами в Айкидо и смежных дисциплинах! Говорить с ними - интересно, послушать их советы - полезно, узнать их мнение о прошлом и об Айкидо - познавательно. Потренироваться с ними - интересно и чаще всего - приятно (как разговаривать на одном языке)! Но учиться - не интересно! Мне как раз интересен Хомбувский подход, который Вы охарактеризовали как "работать, работать...". Поговорить можно и потом - за пивом... Меня никак не удивляет нежелание японских инструкторов отвечать на многочисленные вопросы неофитов на тренировках. Этому нас учил еще Тецуо Сато сенсей в 1977 году: право на вопрос нужно заслужить трудом! Вопросы о принципах и истории должны существовать вне зала, а вопросы по техникам должны предваряться углубленной самостоятельной работой, иначе ответы на них пропадут впустую. (Заметим для полноты - ни один из сиханов, у которых я за последнее время учился, ни разу не отказал мне в пояснениях и ответах!) Ну и еще один Ваш аргумент меня просто несказанно удивил: "В то время как обучение у старших учеников (ныне обладателей 6 или 7-ой степени «дан» - Тиссье К., Конигсберг Х., Хэндрикс П., Уэйт Д., Блэз Ж., Пеллерин К., Ульф Э., и т.д.), более 40 лет (!) изучающих Айкидо под непосредственным руководством ути-дэси в разных странах мира, не менее ценно для развития Айкидо в России. С учетом этого ставить приоритеты лишь в сторону ХД будет не совсем корректным, не так ли?" Поясню причину моего удивления, а что у Российских мастеров 6-го Дана стаж в БИ, по Вашему, сильно меньше 40 лет? Почему вдруг такое "низкопоклонство перед Западом"? (Шутка, навеянная литературными источниками). Во-первых опыт и мудрость, мне кажется, приходят с годами, у кого бы человек не учился, его знания и техника не могут наполняться содержанием быстрее или медленнее ... Все равно нужно отработать энное количество лет! (отработать, а не прожить!) Кстати, если вспомнить, что с пятым Даном ходят минимум по 6 лет, а с шестым и вовсе - не меньше 11, легко представить себе, насколько разный опыт есть у обладателей 6 и 7 Дана...Ну и не вижу ничего странного что у лиц 35 лет от роду и 65 лет от роду несколько разный жизненный опыт и взгляды на вещи! Кроме того, должен сказать, что если указанные Вами европейские и пр.мастера приезжают в Россию, кого-то годами учат то надо это приветствовать! Безусловно! Никто же не ставит вопрос, что им тут не место! У них нашлись ученики и последователи, они делают (будем считать) хорошее дело! Прекрасно. Но мне как-то странно изучать японскую культуру у европейцев и американцев или - африканцев.. Знания получаются и неполными и вторичными... Есть ведь европейцы, прожившие в Японии уже почти 40 лет и все это время в Японии учившиеся у величайших мастеров! Специалисты по японской культуре, кстати... А почему Вы их никак не упомянули? Вам просто не нравится их техника? Думаю, однако, что глубоко заблуждаются и те, кто думает, будто все японцы способны принести нам достоверную информацию, хотят это делать честно, обладают нужными знаниями и навыками. Поэтому и опираться я предлагаю на наиболее опытную и знающую часть - на инструкторов Хомбу Додзё. О чем я и писал в своем интервью в 2006 году, которое Вы процитировали... |
Наверх | Sun Apr 14 2013, 08:38PM |
Сообщений: 50 | Вести какую-либо дискуссию относительно того, что основатель сказал г-ну Сунадомари в 1954 году считаю просто невозможным для себя: во-первых он это сказал не мне, во вторых я об этом узнал в Вашем изложении слов г-на Сунадомари, а не из цитат в трудах Основателя. А ведь со временем людям свойственно забывать детали! Мы не знаем ни контекста, в котором были сказаны эти слова, ни - каково было бы мнение участников разговора в наше конкретное время.... Кажется это Сугано сенсей сформулировал так: сказанное вчера - подарок, сказанное завтра - обещание, важно лишь то, что говорится тут и сейчас.. Я слышал и от других людей (японцев), что в истинном Будо не должно быть семейной традиции, но в Будо и "лучших", как мы знаем нет, а как же тогда передавать? Так что какую-то традицию все-таки надо сохранить. А по-моему "семейная" традиция лучше "демократической" Ну, то есть я - монархист! :))) (шутка) Но, безусловно, спасибо большое за приведенные факты, потому что они интересны и познавательны! Просто обсуждать их или комментировать я никак не смогу! |
Наверх | Sun Apr 14 2013, 09:10PM |
Сообщений: 44 | Если позволите, то не вмешиваясь в Вашу беседу, некоторые реплики, взгляда со стороны. Экспансия со стороны Хомбу вещь очевидная. Признание организаций с обязательным условием исполнения определннных требований Хомбу есть расширение влияния на эти организации. Чем больше признается таких организаций, тем больше (шире) влияние Хомбу (экспансия) в России. Говорить, что ничего в нашем айкидо не произошло с признанием организаций - лукавство. Происходит и в техническом, и в политическом, и в материальном, и в управленческом направлении. Видимо будет неправильно разъяснять, что происходит. |
Наверх | Mon Apr 15 2013, 07:18AM |
Сообщений: 44 | Следующая реплика касается Единой методики преподавания айкидо. Краткое описание приемов с фотографиями в книгах японских сиханов не является методикой преподавания. Даже при обучении новичков нет никакой методики обучения. Есть единые обязательные принцыпы исполнения техники, такие как уход с линии атаки, разбалансировка противника, продолжение (использование) движения и силы противника и т.д. Но это не является методикой преподавания. Наиболее яркий пример - я никогда не видел отработку выведения из равновесия противника. Этот очнь правильный принцип декларируется, но никогда не отрабатывается. А в разных технических действиях он работает по разному, с использованием разных групп мышц и разных движений. Для успешного выполнения необходимы отдельные отработки. Тоже самое касается и других принципов. При сложных технических действиях (приемах) необходимо разбивать их на составные части, которые отрабатываются отдельно. Выполнение сложных приемов целиком возможно для небольшого количества людей, с редко встречающейся прекрасной координацией. И то, как показывают исследования, процесс усвоения значительно удлиняется. В методиках преподавания применяется большое количество подготовительных упражнений, которые способствуют пониманию, отработке и тренировке определенных групп мышц для сложных приемов. А при подготовке спортсменов высокого уровня, на них заводится индивидуальный журнал, где отражается наработка необходимых действий и качеств, методика их достижения. Можно еще приводить примеры того, что подразумевается под методикой преподавания. Именно для разработки и совершенствования методики преподавания дзюдо, в Японии был создан Кадокан. Мое мнение, что создание нечто подобного в Японии или других странах для научного изучения и создания методики преподавания айкидо не только дало бы толчек в технической подготовке, но и помогло бы в направлении популяризации айкидо в мире. [ Редактирование Mon Apr 15 2013, 08:18AM ] |
Наверх | Mon Apr 15 2013, 08:05AM |
Сообщений: 50 | Здравствуйте, Сергей Викторович. Мы все-таки не договорились про дефиниции, поэтому давайте сначала рассмотрим вопрос этих самых "требований Хомбу" к которым мы неоднократно апелировали. Речь идет о единых правилах, существующих ВНУТРИ АЙКИКАЙ. Согласитесь, внутри КАЖДОЙ организации должны существовать правила, по которым она живет и работает! Организация, претендующая на признание Хомбу, должна в течение длительного времени развивать Айкидо Айкикай, проводить мероприятия (семинары, показательные), иметь в составе руководящих органов мастеров с уровнем не ниже 4 Дана, иметь технического куратора из числа сиханов Айкикай, сформировать аттестационную комиссию, иметь несколько филиалов. Заполняется анкета, где все это указывается, прилагаются планы работы на год, пишется заявление в произвольной форме, ХД само связывается с курирующим сиханом и потом - принимает решение. Не выдает признание, а - именно принимает решение. Может дать признание, может не дать - отложить или и вовсе - отказать. Такое признание дает право вести внутри организации аттестационную деятельность (то есть в случае с клубами, вышедшими из ФААР - они (мы) теперь можем проводить экзамены в клубах вне зависимости от решений и правил аттестационной комиссии ФААР). Я полагаю ни у Вас лично ни у кого-либо еще возражений против предоставления мне, Качану или Карповой прав принимать экзамены не найдется. Мы и так делали это уже давно в составе АК ФААР. Ну и в любом случае - таковы международные правила, созданные еще до того, как мы начали заниматься Айкидо. Никакой экспансии в этом точно нет. Дзикисинкай, Койнобои и Оосинкан были с самого начала тесно ориентированы на Хомбу, так что ничего нового. В составе ФААР остались клубы, которыми руководят как сиханы Хомбу (Эндо сихан, Ясуно сихан, Канадзава сихан), так и клубы, руководители которых не относятся к Хомбу: Кристиан Тисье сихан, Алэн Тендрон сенсей, Франк Ноэль сенсей... А КРАГ, АКА, "Ямато" как не имели сиханов Хомбу в руководстве, так и продолжают. И никто от них не требует приглашения сиханов Хомбу для проведения семинаров. ФАР Егорова стоит особняком, ибо Признание получила когда в нее входили Дзикисинкай, Оосинкан, Койнобори, Рэнсинкан и Рюсуйкан. А теперь у ФАР техническим куратором является, по-видимому, даже не Канецука сихан (Айкикай Великобритании), а Мэттью Холланд сихан (Айкикай Шотландии). Так что и тут экспансии Хомбу не наблюдается. Вторая часть этого вопроса - усиление влияния Хомбу в России и в мире. Сергей Викторович, влияние Хомбу Додзё в Айкикай - абсолютное. Говоря "Хомбу Додзё" все имеют ввиду Досю. Если кто-то что-то на эту тему говорит иное, то скорее всего он делает это из своих корыстных интересов. Реально все решения внутри Айкикай принимаются ТОЛЬКО тогда, когда Досю дает на это добро. Такая ситуация сохраняется уже давно. Речь идет именно о политическом влиянии и политической составляющей. В вопросах техники никакого "давления" не существует. Как я уже писал недавно - штат Хомбу состоит из преподавателей и некоторого числа сотрудников. В составе ХД есть секретариат, он занимается документооборотом и ХД и Фонда и МФА, есть аттестационная комиссия, но она аттестовывает только занимающихся в Хомбу, есть Академия Айкидо, но работает она только в Хомбу. Есть международный отдел, но в нем работают три человека, руководит им Тани сенсей и без ведома Досю он никаких шагов не предпринимает. Для глобальной экспансии как-то маловато ресурсов, Вы не находите?! Есть очень важное обстоятельство, которое г-н Шадрин тщательно избегает озвучивать - чисто японское понятие "возраста" и вытекающая из этого понятия чисто японская проблема отношений... Каждый раз, когда приходит время назначить следующего Досю, вокруг него находится много мастеров, которые видели, как он начинал, учили его, наставляли, а теперь он становится для них "руководителем". И больше они не могут его наставлять, а он - не может допускать ситуации, когда его репутация и реноме могут быть поставлены под сомнение. Именно в этот переходный период и происходит большинство "уходов" из Хомбу. Именно в этом понятии, как мне представляется, заложены основы сложных взаимоотношений старших сиханов Айкикай, живущих вне Японии и нынешнего Досю, которого они знали еще мальчиком! Сейчас Хомбу, видимо, подходит к периоду, когда пора готовить "основание" для Вака сенсея. Этот период будет знаменоваться появлением молодых инструкторов, с которыми Вака сенсей сможет комфортно работать длительное время, и уходам на пенсию или отходу от деятельности более старших преподавателей...Я бы предложил рассматривать политику Хомбу с этой точки зрения, а не с точки зрения экспансии ХД в Россию. И на мой взгляд, возможность принимать в России молодых инструкторов Хомбу это великолепная возможность построить планы развития Айкидо на длительный срок вперед! И прошу все написанное считать моим личным, частным мнением. Мне этого никто никогда не говорил, это все - мои предположения! |
Наверх | Mon Apr 15 2013, 09:48AM |
Сообщений: 50 | Вопрос про методики, на мой взгляд - много сложнее политического. Начнем с того, что в применении к традиционным БИ "советский спортивный подход" с заведением книжки спортсмена, регулярными УМО (углубленный медицинский осмотр), выставлением оценок и пр. малоприменим - он ориентирован на соревновательный процесс, на подведение спортсмена к плановому мероприятию в оптимальной физической кондиции (форме), а БИ - на самосовершенствование каждого отдельного индивидуума, даже - смертельно больной индивидуум, если он того хочет, должен иметь возможность заниматься и совершенствоваться. Сам должен искать способы для этого и возможности для достижения целей. Впрочем, если у преподавателей есть какие-то цели, они могут использовать и спортивные подходы! Им же никто ничего не запрещает и не регламентирует. Есть общепринятые в японских БИ ритуалы и способы организации занятий. Можно конечно заменить и ритуалы на советское - "построились, равняйсь, смирно, по порядку рассчитайсь, в обход зала - марш..." Но я не вижу, как это нас ведет по пути совершенствования в БИ. Методики ХД, применяемые в обучении Айкидо касаются всего - упражнений на разминке и указаний по их выполнению. В Хомбу у всех преподавателей разминка одна и таже. Есть малые вариации, но они - несущественны. Основа одна. при этом в классе Досю разминка занимает 5 - 7 минут, а в новичковых классах - не менее 15 минут, в полном соответствие с имеющимися и в РФ рекомендациями. А есть и рекомендованные упражнения для безопасного и надежного изучения укеми. Причем есть и последовательность, в которой эти упражнения нужно выполнять. То есть - методика обучения. Есть программа, рассчитанная по часам, предназначенная для изучения предмета с регулярными контрольными тестами, называемыми - экзамены на степени КЮ. Есть технические требования, единые в рамках ХД к техническим экзаменам на степени до 4 Дана включительно... Разве это не - методика Хомбу Додзё?! Да, есть странности в изучении буки вадза (техники работы с традиционным оружием), да, в разделы не включены симе вадза (удушения), которые изучают самостоятельно под руководством старших преподавателей или, например, - нэ вадза (техники лежа), которые не вошли в техники Айкидо по тем или иным причинам, но это не повод отказывать ХД в наличии методик преподавания. Относительно кудзуси вадза (выведение из равновесия), на которые Вы ссылаетесь в своем посте, мы с Вами уже говорили раньше. Напомню известное мне: Эндо сенсей (руководитель аттестационной комиссии ХД) говорил мне, что реально, требования к наличию кудзуси следует предьявлять только начиная с экзаменов на 2 Дан. До этого на экзаменах заострять внимание на наличие осознаного кудзуси, по его словам, не нужно. На своих семинарах Эндо сенсей уделяет вопросам кудзуси огромное количество времени, так что для тех, кто регулярно посещает его семинары вопрос не нов... Миямото сихан с самого начала заставляет думать о кудзуси, что делает постижение техник гораздо более сложным, но и с самого начала делает базовые техники более "рабочими". Канадзава сихан на последнем семинаре уделил кудзуси достаточно внимания. На более ранних его семинарах, где я присутствовал, знания участников просто не предполагали такого углубления - не готовы они были, проще говоря. Короче, я не понимаю, почему Вам представляется, что эта тема совсем в ХД не разрабатывается... Ну и последнее - мне кажется, нужно очень осторожно относиться к новациям в методиках - уж слишком легко начать учить чему-то к Айкидо никак не относящемуся и уйти безвозвратно далеко от исходного Айкидо. |
Наверх | Mon Apr 15 2013, 10:34AM |