Стефан Бенедетти

Стефан БенедеттиСтефан Бенедетти, 6-й Дан айкидо Айкикай, родился в 1951 году во Франции. В Экс-Ан-Провансе закончил школу и Университет. Второе высшее образование получил в Парижском Университете, где изучал японскую, китайскую и индийскую философию, фонетику и историю религии.

С раннего детства занимался дзюдо. С 1966 года практикует айкидо. 9 лет жил в Японии, где помимо бизнеса, занимался изучением айкидо. Два года на юге страны в горах занимался у Нанака сенсея, 7 лет изучал айкидо у Кобаяси сенсея в Осаке.

Ученик и соратник Тамура сенсея, с 1984 года является его персональным секретарем. Оказывал содействие в переводе и подготовке к изданию книг Тамура сенсея. Автор книги по айкидо «Книга для начинающих».
Организатор и технический руководитель неформального содружества клубов Мутокукай. Все эти клубы, по определению Стефана Бенедетти, связаны единым видением традиционного айкидо, практикуемого в духе поиска и открытий.

В настоящее время проживает в Барселоне (Испания).
В первый раз посетил Россию в 1995 году, когда вместе с Тамура сенсеем приехал в Санкт-Петербург на фестиваль айкидо «Белые ночи - 1995».

В ходе январского семинара 2003 года Валерию Скрылёву удалось задать Стефану Бенедетти несколько интересующих его вопросов. Считая, что актуальность затронутых в интервью тем не исчезла и по сей день, представляем Вашему вниманию немного сокращенный вариант их беседы.

Вопрос: Стефан, очень хотелось бы узнать твою трактовку такого понятия как «ма ай».

Стефан: Трактовать «ма ай» как дистанцию несколько ошибочно, вернее было бы перевести это понятие как пространство. «Ма ай» – это взаимоотношение между пространством и временем, точнее даже, временем и пространством. Например, «ма ай» в восточной музыке – это пауза, это как бы расстояние между нотами, и если не будет этого пространства, то ноты наедут друг на друга, кроме того, о «ма ай» можно говорить, как о ритме. Очень важен не ритм сам по себе, а взаимоотношение с ним. Когда нет «ма ай» невозможно движение. Идея в том, чтобы открыть пространство, создавая новое пространство.

Время и пространство – это где-то одно и тоже. И непонимание этого лежит в плоскости отсутствия опыта, чтобы это понять, нужно больше практиковать.

Термин дистанция применяется для новичка, ему так легче объяснить начальный смысл «ма ай», потому что дистанция зрима и вполне объяснима на начальном этапе обучения. Это так же, как то, что многие техники начинаются с обучения захвата. Новичку сложно объяснить, что такое свобода. С начинающим мы говорим о дистанции, а потом уже о свободе и о времени. На мой взгляд, это очень близко к Эйнштейну, когда время становится как свобода, время и пространство – это два аспекта одного. Не должно быть зримой разницы между временем и пространством. В пространстве нужно чувствовать ритм, момент движения, время движения, а дистанция – это всего лишь прямая линия. Нельзя находиться на линии, нужно создавать пространство, чтобы разбалансировать человека. И здесь глупо ссылаться на разность менталитетов и взглядов, когда Вас атакуют, это везде делают одинаково.

Когда «ма ай» маленький - нет времени двигаться, да и пространство тоже исчезает. Время и пространство – это где-то одно и тоже. И непонимание этого лежит в плоскости отсутствия опыта, чтобы это понять, нужно больше практиковать.

Вопрос: Шиханы Хомбу очень много говорят о «тегатана», наблюдая тебя, я склонен считать, что движение твоих рук ближе к китайской традиции.

Стефан: Да, но этому я научился у шихана Хомбу Арикава сенсея, 9-й Дан айкидо. Это очень старая традиция. Молодые шиханы смотрят на фотографии О’сенсея, где он стоит, делая «тегатана», и думают, что так и надо, что это и есть правильная практика, не вдаваясь в смысл и корни самого движения. Когда начинаешь говорить о «тегатана», люди как бы зажимаются. Поэтому, прежде всего, нужно научиться делать субури, хотя бы немного понять, как использовать меч, а уже потом можно говорить о «тегатана». До освоения работы с мечом, говорить о «тегатана» несколько некорректно. Вообще проблема людей в айкидо заключается в том, что они говорят об айкидо не имея опыта, не выходя на татами, не практикуя айкидо.

Вопрос: На своих тренировках ты очень убедительно и всесторонне раскрываешь философские аспекты айкидо, ты не хотел бы описать все это в книге?

Ответ: Невозможно все описать в книге, книга ограничивает, и я полагаю, что если все подробно описать в книге, то люди перестанут практиковать, они прочтут и подумают: «О, я все понял, я освоил айкидо». В книгах только предлагается: «Попробуйте это, попробуйте то», предлагается тот или иной взгляд. Объяснения, они не всегда полезны, они иногда несут негативный аспект. А ведь айкидо – это инструмент познания, необходимо учиться использовать этот инструмент.

Вопрос: У каждого, практикующего айкидо, должна быть своя идея или она общая?

Стефан: Инструмент один, но способы его использования разные. Айкидо – оно одно, О’сенсей умер, а айкидо осталось, я – уже второе поколение изучающих айкидо, а теперь есть и третье и четвертое поколение, то есть практикуют люди и не видевшие О’сенсея, ситуация меняется.

Вопрос: Стефан, вот в связи с этим, как ты считаешь, айкидо прогрессирует или деградирует?

Стефан: Говоря о глобальных вещах, я считаю, что все в мире деградирует, что все рано или поздно умирает. Если говорить об айкидо, то я считаю, что в искусстве не корректно говорить о прогрессе, в науке – да, но не в искусстве. Никто не может сказать, кто прогрессивней да Винчи или Пикассо, это два гения, но делают совершенно разные вещи. Много лет тому назад люди учили, как лучше ударить палкой, а другие учили, как защититься от этого, можно ли это считать прогрессом? Я сомневаюсь, что в айкидо, люди, которые следуют за О’сенсеем, смогут быть лучше его. Люди, которые пытаются подражать Пикассо никогда не смогут его превзойти. Они просто следуют за ним и если чего-то добиваются, то это уже совершенно другой стиль и манера. Если кто-то сможет превзойти айкидо, то айкидо закончится и родится что-то другое. Мир меняется, экономика меняется, подходы в искусстве меняются, но почему мы должны считать, что они меняются в лучшую сторону?

Вопрос: Если можешь, сформулируй, чему ты учишь на своих занятиях.

Вначале Вы должны понять базовые принципы, понять, что такое ось, что такое центр, как контролировать центр человека. И только после осознания того, как это работает, только после этого Вы сможете оперировать этим знанием.

Стефан: Я никогда не требую от своих учеников делать тоже самое, что делаю я. Вы должны понимать базу. Не форму, а принципы. Здесь встает проблема техники. Если вернуться к нашему сравнению с живописью, то мы учимся смешивать цвета, наносить тени, осваиваем правила рисунка и т.д. И лишь умение сочетать цвета – это уже вопрос стиля. Но стиль исходит из техники. И база одна для всех, это основа. В базе важна не форма, важны принципы, форма – это результат. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что 99% людей которые учат, говорят, что важна форма, и когда они начинают настаивать на каких-то деталях, говоря, что это база, для меня это только детали. И моя техника может слегка отличаться от техники Тамура сенсея, но только по форме, сохраняя все базовые принципы.

Вопрос: Что является самым большим заблуждением у учеников айкидо?

Стефан: Техника нуждается в адаптации к конкретной ситуации. На поле боя все происходит не так, как на учебе. В школе Вы изучаете стратегию, теорию, но теория – это опыт прошлого. Необходимо ориентироваться на опыт прошлого. Но Вы не должны в своей учебе уподобляться человеку, который говорит: «То, что вы тут теоретически говорите нам - одно, а на практике это может оказаться совсем другим, противник может повести себя совершенно не так, как мы ожидаем». Очень важно понимать, что додзё – это всего лишь школа. Оказываясь на поле боя, Вы применяете то, что Вы учили в школе, но адаптировано к конкретной ситуации. Очевидно, что школа – это не поле боя. И самое большое заблуждение для ряда учеников является то, что они додзё начинают ассоциировать с полем боя.

Существует множество вариантов выполнения иккё, но когда Вы учитесь выполнять это действие, самое главное, чтобы Вы поняли, что такое ось и что такое центр. И Вы используете при этом наиболее понятный, доступный, наиболее прямой способ выполнения техники, и только после этого Вы можете начать изучение вариаций. Противник может быть очень высоким, низким, толстым, худым и, естественно, могут возникнуть сложности с выполнением того базового движения, которое Вы учили. Поэтому Вам необходимо изучать различные варианты выполнения этого контроля. Но для понимания не очень хорошо, когда на занятии начинают разбираться различные варианты выполнения технических действий. Вначале Вы должны понять базовые принципы, понять, что такое ось, что такое центр, как контролировать центр человека. И только после осознания того, как это работает, только после этого Вы сможете оперировать этим знанием, на самом деле, понимание этого приходит только после 3-го Дана.

Продолжение беседы со Стефаном Бенедетти



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.112)
Автор: Irina, 24.03.2010 - 00:00:00