Основы айкидо

Материал подготовлен по рекомендации
Национального Совета Айкидо России
Иллюстрации Дмитрия Потехина

Содержание

Глава 1. Путь к человеческой гармонии
Глава 2. Философско-технические аспекты айкидо
Глава 3. Практика айкидо
Глава 4. Техническая подготовка
Глава 5. Технический арсенал айкидо
Глава 6. Работа с оружием
Глава 7. Единая учебная программа МЕАФА по айкидо
Глава 8. Словарь некоторых терминов
Список использованной литературы

Айкидо — это современная и одновременно изначальная форма Будо, основанная на убеждении Уесиба О Сенсея в том, что «с помощью постоянной, неослабевающей тренировки ума и тела может быть реализован путь человечества». Однако, несмотря на то, что исходная форма была представлена с определенными необходимыми и оправданными поправками для понимания Айкидо широкой публикой, ее главный смысл остался неизменным. Эта предпосылка заключается в том, что истинное Будо не лелеет иррациональную или агрессивную позицию. Оно никого не вовлекает в соревнование или конкуренцию. Это путь совершенствования собственного характера.

К. Уесиба


Глава 1. Путь к человеческой гармонии

Воинское искусство первоначально попросту выглядело как методика обороны и атаки, и только потом трансформировалось в психофизиологические комплексы с определенными философскими концепциями.
Сегодняшнее айкидо имеет свои истоки в Дайто-рю Айкидзюдзюцу (daito-ryu aikijujutsu), которое было основано Ксиссия Тейжун, шестым сыном царя Сейва (период правления 858—876 гг. н.э.) — семья Минамото. Основы техники оформились позже, как секретное искусство дома Такеда, принявшее вид боевой практики самураев, известное только членам этой семьи. Приблизительно в конце шестнадцатого века семья, возглавляемая в то время Куницугу Такеда, перенесла свою основную резиденцию в район Айдзу (сегодня префектура Фукусима). Там техника получила дальнейшее совершенствование.

После 1868 года сенсей Сокаку Такеда, как глава рода (в поисках средств к существованию), решил научить этому искусству и других, и с этого момента Дайто-рю Айкидзюдзюцу перестало быть тайной.
Одним из лучших учеников Сокаку Такеда был Морихей Уесиба (1883—1969). Морихей Уесиба систематизировал и несколько видоизменил технику Дайто-рю Айкидзюдзюцу, создав искусство воспитания духа, которое впоследствии, в 1942 году, получило название — Айкидо. Айкидо — искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности. Цель айкидо не лежит только в обучении людей самообороне, в большей степени это процесс самосовершенствования. Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.
Практика айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.
Прекрасной иллюстрацией основного принципа айкидо может служить следующий пример — вам на голову падает камень весом 3 кг, вы можете поймать его или отойти в сторону, дав ему упасть на землю. Если же на вас будет падать камень весом 300 кг, то ловить его уже нет смысла, если вы дорожите собственным здоровьем. И единственный выход, чтобы уцелеть — отойти в сторону и не препятствовать его падению. В обоих случаях, при отходе, ваши физические затраты идентичны и плюс ко всему совершенно не утомительны. Существует определенный предел того, что можно выполнить с помощью одной лишь физической силы. Но этого предела не существует при отказе от применения насилия. Айкидо и учит, как, используя силу противника, подчинить его себе. Причем форма проявления агрессии, будь то удар или захват, не имеют значения. Важна только фиксация направления действия нападающего.
Айкидо — школа морали и воспитания человека, наука жизни, которая служит человеку, и хоть не учит, как надо жить, являясь философией духа, дает возможность для духовной самореализации человека. Это самое молодое из искусств БУДО. Смысл айкидо можно понять из прямого перевода этого названия:

Ай (Ai) — гармония,
Ки (Ki) — дух, внутренняя энергия,
До (Do) — дорога, путь.

«путь гармонизации внутренней энергии», «путь в гармонии с КИ».

Причем этот путь, эта дорога идущая в никуда, имея, казалось бы, четкую цель — самозащиты и оздоровления, путь постоянно отодвигает горизонт нашего самосовершенства, ведя нас к моменту самореализации, самораскрытия, внутреннего откровения, к тому, что в Японии принято называть САТОРИ.
В основе тренировки должен лежать постулат — «твой партнер — хороший приятель, а не враг». Партнеры работают над совершенствованием друг друга. Тот, кто ищет совершенства только для себя и пренебрегает другим, никогда не станет мастером айкидо. Лишь тот, кто старательно совершенствует партнера, тот оттачивает и самого себя.
Айкидо — не только боевая техника, это образ жизни, путь познания и совершенствования самого себя. Айкидо можно представить и как шесть видов массажа:

  1. айки-тайсо (aiki-taiso) — разминка, массаж суставов, мышц и сухожилий, путем выполнения разогревающих их движений;
  2. сокушиндо (sokushindo) — массаж стопы («дорога от стопы к сердцу»);
  3. тайджитцу (tai jutsu) — непосредственно боевая техника, выполняемая мягко, плавно до полного хода сустава (внутрисуставной массаж);
  4. до ин (do in) — точечный массаж, стимулирующий работу внутренних органов, выполняется путем постукивания;
  5. шиатсу (shiatsu) — точечный массаж всего тела («палец и давление»/нажим);
  6. киатсу (kiatsu) — бесконтактный массаж.

Массаж воздействует на все внутренние органы, побуждая организм к нормальной работе. Айкидо, как аутотренинг, снимает нервные нагрузки, стрессы, приводит нервную систему в состояние покоя.
Мастера айкидо обладают способностями, которые, порой, не вписываются в существующие понятия и стереотипы. Но необходимо помнить, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат лишь нашим ограниченным знаниям этих законов.
В результате регулярной практики айкидо, происходит заметное улучшение вашего общего здоровья с особым акцентом на дыхании и кровообращении. Практика брюшного дыхания оказывает очевидное влияние на улучшение здоровья, в то время как регулярная тренировка суставов и тела стимулирует кровообращение, что позволяет крови доставлять питательные вещества, причем более быстро и регулярно, ко всем органам тела, и в то же время позволяет содержать вены и артерии свободными от закупоривающих веществ и жировых осадков, которые могут возникать в нетренированном теле.
Айкидо представляет собой синтез многих традиционных японских боевых искусств, на сегодняшний день оно не является законченной действенной системой приемов самозащиты, как против безоружных, так и против вооруженных нападающих, так как постоянно развивается и совершенствуется. Но это лишь одна сторона медали, люди, практикующие это боевое искусство, понимают, что за отработкой технических аспектов айкидо стоит стройная система моральных и философских основ, позволяющих эффективно развивать и восстанавливать физические и духовные силы. Кроме своей доказанной эффективности, как универсального искусства самообороны — айкидо привлекает атлетов всех направлений, которые находят в нем метод улучшения своей координации, расслабления, расчета времени и общего физического состояния.

Глава 2. Философско-технические аспекты айкидо

1. Ки (Ki)

Айкидо — это не искусство сражения друг с другом, основанное на использовании физической, мускульной силы. Техническая работа в айкидо рационально сочетает умственные возможности и физическую силу. При использовании такой методики, возможно развитие более мощной силы по отношению к той, которой Вы хотите обладать. Когда мы говорим, что пожилые люди, женщины, дети тоже могут заниматься, это значит, что они могут не только тренироваться, но и следовать в жизни по этому пути, хорошо освоив эту методику. Тот, кто начинает изучать айкидо, прежде всего, должен понять, что осваивать все приемы этого искусства без знания принципов Ки — это создание внешней формы без должного наполнения.

Трехдневная работа — лишь работа в течение трех дней; работа в течение года — лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет.

О Сенсей

В странах Востока само значение слова Ки считается вполне доступным для понимания, но в нашем языке очень трудно подобрать для слова Ки подходящий эквивалент.
Каждый из нас знает, что ничто не может появиться из ничего. Сделав такое предположение, мы можем заключить, что до появления Вселенной, Солнца, Земли и прочего, что-то уже существовало. Вот это нечто на Востоке и называют Ки. Многие называют это Богом, другие — Будой, существуют и иные названия у каждого народа свое. Как окружающий нас Мир, так и человек является частицей всеобщего Ки. То есть, Ки выступает, как и материальная основа Мира, так и как его духовное начало. В процессе всей своей жизни человек должен пользоваться этим универсальным Ки, вызывая его плавное и равномерное истечение. Когда прилив Ки происходит в плавном и спокойном ритме, вы всегда будете чувствовать себя жизнерадостным и сильным. Если этот процесс в значительной мере замедлить, то вы почувствуете себя утомленным и даже больным. Все мы пытаемся понять, что же такое Ки, причем требуем ответа с первых же дней занятий, и удивляемся, почему же нам не могут объяснить природу этого феномена. По мере приобретения опыта в практике айкидо, мы все меньше и меньше спрашиваем об этом и все больше начинаем задумываться и ощущать. Освоение техники подобно изготовлению кувшина из камня. Вначале мы готовим грубую форму, за тем оттачиваем ее, устраняя все неточности и отрабатывая правильность формы. За тем шлифуем. И только потом заполняем форму содержанием. Но и этому содержанию, как и хорошему вину, еще надо достаточно длительное время постоять, что бы был получен ожидаемый результат. Состояние, о котором мы можем говорить, как об осознании Ки, можно достичь только в результате длительной и правильной практики айкидо.
Эта «сила» аккумулируется в сейкатанден (seikatanden), чтобы заполнить все части тела и разум спокойствием, уверенностью, определенностью, чтобы быть использованной в любое время и в желаемом направлении. Эта «сила» не может проявляться, если ваш затылок, плечи, руки зажаты, если вы воображаете, что вы сильны или, напротив, бессильны, если вы не верите в существование этой «силы», все это как замок на пути прохождения Ки. Техника айкидо, выполняемая без Ки не есть техника айкидо. Это как свадьба без невесты, как концерт без зрителей, как тост без вина. Ки, понятое умом, бесполезно. Его надо понять сердцем, почувствовать всем телом в каждодневных упражнениях. Оно становиться доступным лишь после огромной работы. О Сенсей говорил: «Трехдневная работа — лишь работа в течение трех дней; работа в течение года — лишь годовая работа; десятилетний труд накапливает силу и знания десяти лет».
Без Ки может существовать лишь пустая оболочка техники.

В айкидо в любом упражнении Ки всегда следует «выливать» как бы принудительно, под нажимом, но не затягивая его истечение и не прекращая его вовсе. Проиллюстрировать существование «энергии» Ки можно на ряде примеров. Услышав крики: «Пожар! Горим!» — вы бросаетесь в горящий дом и вытаскиваете из него, потерявшего сознание хозяина, которого до этого не смогли бы даже поднять. И когда опасность минует, врятли вы внесете его обратно в дом. В момент, когда вас преследует какое-нибудь разъяренное животное, вы в состоянии перепрыгнуть ров такой ширины, что в любое другое время вы и не подумали бы это сделать. И таких примеров можно привести очень много. Откуда же появляется эта «сила»? Ответ может быть только один: она постоянно находится внутри нас. В самых опасных критических ситуациях наш разум мгновенно срабатывает и, как бы дополняет нашу физическую силу этой «сверхсилой». Таким образом, мы используем силу, которая получается в результате полной координации нашего разума и тела. Другими словами Ки можно охарактеризовать как единство тела, разума и духа. И это единство достигается в ходе продолжительных тренировок.
Следует помнить, что Ки не противопоставляется физической силе, как грубому началу, а наоборот, активно использует силу мышц. Распространенной ошибкой стало утверждение, что будто бы в айкидо, как и во «внутренних» стилях ушу и карате, не следует или почти не следует использовать физическую силу. Гармоническое развитие не допускает исключения каких-либо элементов из системы подготовки.
Не надо пытаться найти объяснения феномена Ки в таких категориях, как сила или энергия, это значительно сузит само понятие. Ки — это образ, который помогает вам свести вместе, гармонизировать ваш ум, тело и дух. Стать единым целым, тем целым, которое и может стать частью Вселенной.
Если говорить о Ки, как о чем-то целом, то следовало бы говорить и о совокупности дыхания и скорости мысли, то есть о расширении. Ки — это то, что движет нами, естественные движения это плавные, перетекающие из одного в другое, без закрепощения, без преодоления. Это возможно при полной внутренней свободе. Ки — это состояние свободы позволяющей вашему внутреннему Я выходить из вас и творить. И понять, что же такое Ки можно только с помощью упорных, усиленных тренировок, когда вы, наконец, поймете, что ваше тело подчиняется каким-то законам, и вы поймете эти законы, и будете двигаться в соответствии с ними.

Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.121)
Автор: Irina, 23.06.2011 - 00:00:00