Основы айкидо

— 3 —

В стойке айкидо положение ног должно быть следующим: стопа выдвинутой вперед ноги направлена по линии движения таким образом, чтобы большой палец был всегда впереди, стопа отставленной назад ноги, перпендикулярна ей и находится с ней на одной линии, обе ноги слегка согнуты в коленях, расстояние между ними полторы — две стопы. Треугольное положение ног (санкакутай) типично для айкидо и обеспечивает в этой стойке естественную потенциальную подвижность. Такая стойка не требует напряжения и легко воспроизводится как в повседневной жизни, так и в поединке. Здесь нет статичности или скованности. Тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги в статическом положении, а в движении распределяется в зависимости от ситуации. Эта стойка позволяет легко двигаться по отношению к любой атаке и практиковать все техники. (При работе с оружием стойка должна быть несколько ниже).

Айкидо — это ирими и атеми.

О Сенсей

Кроме того, существует еще два варианта: шизенхонтай (shizenhontai) — ноги вместе — стойка для поклона и шизентай (shizentai) — ноги на ширине плеч — стойка ожидания. Мы часто в своей практике забываем о простоте, о естественности и пытаемся сделать что-то сложное, но все начинается и заканчивается простотой. В основе любого нашего движения лежит собственный баланс. Если вы поставите ноги на ширине плеч, руки в свободном положении, поднимитесь на носки и медленно опуститесь до того уровня, что бы под вашей пяткой «мог пройти лист газеты», вы приняли положение, которое называется — shizentai. Это и есть ваш вертикальный баланс и баланс в пространстве, это ваше естественное анатомическое положение. Не опираемся на пятки. Shizentai относится не только к айкидо, а к любому виду боевого искусства, даже когда мы сидим в seiza, мы сохраняем вертикальный уровень, перенеся ее назад. Вертикаль своего тела мы чувствуем стопами наших ног. Вертикаль нашего тела сохраняется в любых движениях.
Если баланс расположен правильно на подушечках наших ступней, то элемент упражнения jumbi dosa — потряхивания руками, влияет на всю структура вашего тела. В традиционном японском додзё, которое расположено немного над землей, при выполнении этого упражнения, трясется все здание. Попробуйте поймать ощущение, что все ваше тело единое целое, что бы использовать его потенциал на все сто процентов. Что бы мы не делали, мы должны сохранять это ощущение. Мы должны помнить о трех составляющих баланса: вертикаль; горизонталь, направление моей силы; и мою внутреннюю анатомическую целостность. В этом и заключается shizentai. Мы должны делать так, чтобы не было сопротивления. Это очень просто, вы нападаете на противника как можно сильнее там, где его слабая точка, как можно быстрее, где он менее всего ожидает, вот и все.
Следует помнить, что вертикальное положение тела должно постоянно сохраняться. Голова, позвоночник и нижняя часть брюшной области представляют собой три анатомических центра, которые необходимо всегда удерживать в вертикальном положении относительно друг друга. Это условие естественного баланса должно выполняться всегда. Если объяснять логику, биомеханику этого положения, то надо говорить о наиболее стабильном, устойчивом положении. Смещение центра тяжести ведет к напряжению каких-то мышц, которые пытаются удержать тело в устойчивом положении. Это ваш партнер должен наклоняться, а вы должны оставаться прямым. Айкидо основано на физических законах. Если вы находитесь в вертикальном положении, для того что бы оставаться в нем не надо напрягать какие-то группы мышц. При наклоне многие из них будут напряжены. Стоя прямо я могу быть совершенно расслабленным. При любом наклоне мозг начинает определять, что надо включить, что бы сохранить мой баланс.

8. Маай (Ma Ai)

Идея дистанции связана с естественной мерой пространства, сохраняемого между людьми во время их встречи с учетом какой-либо цели (включая сюда и поединок). Практика айкидо поможет вам развить чувство необходимой дистанции, которая должна сохраняться между вами и другим человеком, сначала сознательно, а потом автоматически. Эта естественная дистанция должна быть пропорциональна вашим возможностям и способности к защитной реакции при внезапной атаке.
Маай очень важно в Будо. Она определяет пространственные отношения между вами и противником, положение из которого легко атаковать или защищаться, Маай не только дистанция. Это еще и движение сердец противников. Если вы испытываете страх, пространство кажется вам слишком маленьким; если вы уверены в себе — то слишком большим.

Айкидо — это на 90 процентов атеми.

О Сенсей

Идеология Ма может быть проиллюстрирована как притча о лунном свете, который проходит в щель закрытых дверей. То есть, какая бы хорошая ни была бы охрана, всегда есть щелка, куда проскальзывает лунный свет. Через эту щелку, какой бы маленькой она ни была, пространство раскрывается полностью. И это пространство эта пустота — источник всего, источник бесконечности.
Ай здесь имеет тоже значение, что и в айкидо: имеет смысл в создании единого, целого, гармоничного. Маай — пространство, которое вовлекает вас с противником в постоянное перемещение, ведущее к наиболее безопасной позиции.
Дистанция и соотношение передвижений партнеров фигурально выражено в кюдене Основателя, как 10 единиц. Если противник шагнул на 2 единицы, то вы должны выйти на него на 8 (2 + 8 = 10), если он вышел на вас на 6 единиц, то вы соответственно перемещаетесь на 4 (6 + 4 = 10). Если же вы будете входить слишком глубоко, или не достаточно близко вы обнаружите, что не в состоянии эффективно выполнить технику.

В объяснении Маай термин дистанция применяется для новичка, ему так легче объяснить начальный смысл Маай, потому что дистанция зрима и вполне объяснима на начальном этапе обучения. Однако, чтобы разбалансировать человека, нужно создавать пространство, необходимо уходить с линии атаки. В Маай нужно чувствовать пространство, ритм, момент движения, время движения, а дистанция это всего лишь прямая линия.
Трактовать Маай просто, как дистанцию несколько ошибочно, вернее было бы перевести это понятие как пространство. Маай это взаимоотношение между пространством и временем, точнее даже временем и пространством. Например, Маай в восточной музыке — это пауза, это как бы расстояние между нотами, и если не будет этого пространства, то ноты наедут друг на друга, кроме того, о Маай можно говорить, как о ритме. Очень важен не ритм сам по себе, а взаимоотношение с ним. Когда нет Маай не возможно движение. Идея в том, что бы открыть пространство, создавая новое пространство.
Трактовка Маай, как дистанции вполне объяснима на начальном этапе обучения. Это так же как то, что многие техники начинаются с обучения захвата. Новичку сложно объяснить, что такое свобода. С начинающим мы говорим о дистанции, а потом уже о свободе и о времени, когда время становится как свобода, время и пространство — это два аспекта одного. Не должно быть зримой разницы между временем и пространством. В пространстве нужно чувствовать ритм, момент движения, время движения, а дистанция это всего лишь прямая линия. Нельзя находиться на линии, нужно создавать пространство, чтобы разбалансировать человека.
Когда Маай маленький нет времени двигаться, да и пространство то же исчезает. Как мы уже отметили, время и пространство — это где-то одно и то же. И непонимание этого лежит в плоскости отсутствия опыта, чтобы это понять, нужно больше практиковать.

9. Ирими (Irimi)

Закон Ирими — корни айкидо. О сенсей внес в айкидо этот закон, который он извлек из глубокого изучения искусства владения мечом. Следуя методам владения мечом, Irimi используется, чтобы достигнуть победного вхождения в зону противника, владеющего более длинным оружием, чем вы, будь то меч или кинжал, даже если вы безоружны.
Ирими — это вход в зону противника, позволяющий атаковать его, перенося на противника всю силу его же атаки без использования собственной силы. Чтобы пройти в зону противника безоружным или с более коротким оружием, надо выполнить Маай с такой точностью, чтобы не быть остановленным изменением положения противника. Наиболее важно забыть о теле противника, войти в его зону, думая только о том, как войти без малейших колебаний.

10. Тенкан (Tenkan)

Тенкан употребляется в смысле — изменять направление, линию поведения, состояние духа. В техническом плане Тенкан представляет собой изменение места и направления путем вращения на опорной ноге.

11. Ура Омоте (Ura Omote)

Термины Омоте и Ура описывают два аспекта одного явления. Дословный перевод Ура и Омоте означают заднюю сторону и переднюю сторону. Очевидно, что если у вас есть перед, то всегда есть и зад. Эти термины используются для описания двух аспектов одной техники: Ура вадза и Омоте вадза. Грубо говоря, Омоте вадза представляет технику входа в зону противника лицом к нему, а Ура вадза — за него.
Классификация Омоте и Ура введена, чтобы облегчить изучение, однако основная часть практики отбрасывает эту классификацию, отказывается их делить, оставляя право выбора за сложившейся ситуацией.

12. Атеми (Atemi)

Те, кто утверждают, что в айкидо нет ударов, ничего не знают об айкидо. О Сенсей, говоря об айкидо, отмечал, что: «Айкидо — это ирими и атеми», «Айкидо — это на 90 процентов атеми». Все техники айкидо включают атеми.
В древнем Будо, атеми означало нанесение ударов по болевым точкам, чтобы вызвать потерю сознания или смерть. Однако ранить или сломать кость не есть атеми. В айкидо атеми используется для управления атакой противника, чтобы нарушить его сосредоточенность, остановить его действия, воздействуя на болевые точки. От этого мягкого атеми переходят к атеми, которое вызывает потерю сознания или смерть. Каждый удар должен иметь цель, а каждая цель — обоснование. Естественно, эта работа должна включать обучение расположению восстановительных точек. Вы должны четко себе представлять, что воздействие на точки, которое может принести выздоровление может и убить. При достижении высокого уровня технической подготовки, будет полезно научиться использовать в ходе упражнений возможность применять атеми.
Следует помнить, что в удар должно вкладываться все тело — все внешние и внутреннее факторы. Причем внешние факторы — формирование руки, перемещение центра, положение ног, разворот бедер и т.д. — хотя и требуют времени, но усваиваются сравнительно легко. Что же касается внутренних факторов — дыхание, полное спокойствие, сосредоточенность, концентрация Ки, то их подготовка занимает десятилетия. Один удар, правильно сфокусированный и нанесенный в нужное место, стоит сотни просто обрушенных на противника.

13. Укеми (Ukemi)

Необходимо помнить, что айкидока не только повергает партнера, но ровно столько же раз сам падает на татами и от того, насколько он владеет техникой падения, зависит его благополучие. Значение иероглифа Укеми — падать и катиться, поэтому можно обобщить этот термин и перевести, как приземление тела, для айкидо по смыслу ближе значение — катиться, но и падение имеет место.
Укеми учит защищать свое тело от ударов о землю, имея целью сохранение контроля над собственным телом, используя направление броска, чтобы легко приземлиться и сразу же встать, в позицию выгодную для себя. Надо непринужденно выполнять Укеми. Для этого необходимы годы тренировок, в течение которых страх перед «падением» полностью исчезает. Разнообразие Укеми соответствует бесконечности технических приемов в айкидо.
Помните, идея Укеми это уход от партнера, с позиции боевого искусства Укеми это всегда уход от противника, поэтому, кувырок — это поиск выхода из ситуации.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.123)
Автор: Irina, 22.06.2011 - 20:00:00