Основы айкидо

— 8 —

2. Комплекс упражнений в конце тренировки

  1. Хайшин ундо (haishin undo) партнер берет Вас за руки, выводите его спиной к собственной спине, движение напоминает сихонаге (shihonage), и кладете его себе на спину. Тянем его спину в течение 7—8 секунд. Меняемся ролями.
  2. На вдохе руки перед собой поднимаем над головой, разводим в сторону ладонями вверх, задержали дыхание, приподнявшись на носках и, перевернув ладони, выдыхаем и опускаем руки вниз. Выполняем несколько раз.
  3. На вдохе поднимаем руки перед собой до уровня плеч, на выдохе опускаем. Кисти расслаблены, пальцы не разводим широко и не напрягаем, как будто держим ими яйца куропатки, не давая им упасть, и не раздавив их. Руки работают таким образом, как будто пытаются опустить в воду большой мяч, вы его чуть притапливаете и за тем даете ему возможность всплыть, ладони расположены так, что бы мяч не выскользнул в сторону.

    Вместе с этим упражнением вы должны тренировать свое воображение, как важнейший элемент в освоении айкидо. Наши внутренние знания порой забываются, увидев что-то или почувствовав знакомый запах, вы вспоминаете, что-то с ними связанное. Здесь тот же алгоритм связи дыхания и правильной формы. Хорошая форма — хорошее айкидо. И когда вы выполняете ее, вы делаете правильное дыхание, приходит и правильная форма. Если вы внимательно смотрите за тем, что делаем инструктор, то при собственном выполнении у вас идет корректировка из вашей памяти всплывает правильный образ, корректируя ваши действия в правильном направлении. Это один из методов тренировки правильного движения.
  4. Глубоко приседая, двумя ладонями как бы зачерпываем воду и, выпрямляясь, выливаем ее себе на голову, зачерпнули — вдох, вылили — выдох. Это упражнение можно выполнять вместо 2.
  5. Ноги на ширине плеч, низко наклоняясь, выполняем глубокий выдох и наклон, видя голову к ногам и поднимая руки вверх. Полностью расслабляемся. Выпрямляемся, поднимая руки вверх над головой, глубокий вдох и прогиб в спине. Опять наклон и выдох. И так несколько раз.

Даже говоря о разминке, мы с Вами видим, что в практике айкидо дыхание занимает очень важную роль, каковы же физиологические особенности этого процесса.

3. Дыхательная система

Если мы скажем, что дыхание лежит в основе практики айкидо, то не сильно согрешим против истины. Сложно определять приоритеты, но, безусловно, то, что система дыхания входит в число ведущих, базовых основ техники.
С физиологической точки зрения дыхание — это процесс, обеспечивающий человеку потребление кислорода и выделение диоксида углерода (углекислого газа). Кислород необходим нам для образования энергии, которая в свою очередь обеспечивает различные виды жизненной активности. Дыхательная и сердечно-сосудистая системы складываются в общую структуру транспортирования кислорода в ткани организма и выведения из них диоксида углерода.
Дыхание или легочная вентиляция, состоит из фазы вдоха и фазы выдоха, осуществляется путем перемещения воздуха в легкие и из них. При этом используется респираторная система содержащая: нос, рот. Вдох мы осуществляем, как правило, через нос; рот используется только в том случае, если потребность в воздухе превышает количество, которое может попасть в легкие через нос. Дыхание через нос предпочтительно, т.к. внутри носового хода происходит нагревание воздуха и его увлажнение, а при дыхании через рот воздух сразу поступает в глотку и из нее в гортань, не очищаясь и не согреваясь. Вдох – процесс, в котором участвует диафрагма и внешние межреберные мышцы. При вдохе воздух попадает в легкие, каждое из которых «подвешено» с помощью плевральных полостей, содержащих тонкий слой плевральной жидкости, которая снижает трение при дыхательных движениях. Легкие работают изолированно друг от друга. В каждое легкое входит бронх, далее он делится на бронхиолы, образуя бронхиальное дерево. Бронхиолы заканчиваются альвеолами, которые оплетены густой сетью капилляров, по которым течет кровь.
Выдох, как правило, пассивный процесс, который включает расслабление дыхательных мышц. При прохождении крови по легочным капиллярам и происходит газообмен, называемый диффузией. При газообмене:

Как бы эффективно не функционировала сердечно-сосудистая система, снабжая достаточным количеством крови ткани, без адекватного функционирования дыхательной системы, обеспечивающей потребности организма в кислороде, не может быть и речи о высоком уровне выносливости. Дыхательная система, подобно сердечно-сосудистой, претерпевает определенные изменения в ходе тренировок. Другими словами в ходе занятий айкидо, мы профилактируем и улучшаем деятельность как сердечно-сосудистой, так и дыхательной системы. Тренировка, как правило, приводит к снижению частоты дыхания и в покое и при стандартной субмаксимальной нагрузке. При максимальных уровнях нагрузки частота дыхания обычно повышена.
Дыхание, если вы понимаете, как использовать его для того, чтобы что-то развить, хорошо, но когда тело двигается, и вы концентрируетесь, то дыхание задерживается. Вы не вдыхаете и не выдыхаете. В большинстве случаев вы вдыхаете и задерживаете дыхание на время выполнения движения. Лучше не вырабатывать привычку вдыхания на подъеме меча и выдыхания на опускании. Тогда вы открываетесь. Вы должны уметь задерживать дыхание.

4. Атака

Миямото Мусаси писал: «Атака, это не только путь к победе, но и шаг к возможному поражению». А так как айкидо — это, прежде всего, искусство реагирования, все его приемы и все техники обуславливаются реакцией на разнообразные формы атаки. Поэтому при теоретическом изучении основ айкидо самым первым фактором, который необходимо проанализировать, является атака — преднамеренное динамическое вторжение, которое нейтрализуется с помощью одного или нескольких приёмов айкидо.
Что характерно для атак противника, это в первую очередь уровни и формы атак. В своей практике мы делим атаки на три уровня: Джодан (Jodan) — верхний уровень, чудан (chudan) — средний уровень, и гедан (gedan) — нижний уровень.
По форме мы, строго говоря, можем рассматривать следующие варианты атакующих действий без оружия в айкидо:

5. Захваты

  1. АЙ ХАНМИ КАТАТЕ ДОРИ (АЙ ДОРИ) — захват одной рукой одноименного запястья руки партнера
  2. КАТАТЕ ДОРИ (ГИЯКУ ХАНМИ КАТАТЕ ДОРИ, ГИЯКУ ДОРИ) — захват одной рукой разноименного запястья руки партнера
  3. КАТА ДОРИ — захват одной рукой одежды на плечевом суставе разноименной руки партнера
  4. СОДЕ ДОРИ — захват одной рукой рукава разноименной руки партнера на уровне локтя
  5. ХИДЖИ ДОРИ — захват одной рукой локтевого сустава разноименной руки партнера
  6. МУНА ДОРИ — захват одной рукой за одежду на груди партнера
  7. КАТАТЕ РИОТЕ ДОРИ (МОРОТЕ ДОРИ) — захват двумя руками предплечья партнера
  8. РИОТЕ ДОРИ — захват двумя руками двух запястий партнера
  9. РИО КАТА ДОРИ — захват двумя руками за одежду на обоих плечах партнера
  10. РИО СОДЕ ДОРИ — захват двумя руками, за оба рукава на уровне локтя партнера
  11. ОБИ ДОРИ — захват за пояс партнера
  12. УСИРО ЭРИ ДОРИ — захват одной рукой сзади за ворот кимоно
  13. УСИРО РИО КАТА ДОРИ — захват сзади двумя руками за одежду на уровне плечевых суставов
  14. УСИРО РИО СОДЕ ДОРИ — захват сзади двумя руками за оба рукава кимоно на уровне локтевых суставов
  15. УСИРО РИО ХИДЖИ ДОРИ — захват сзади двумя руками за оба локтя партнера
  16. УСИРО РИОТЕ ДОРИ (УСИРО ТЕКУБИ ДОРИ) — захват сзади двумя руками за запястья обеих рук партнера
  17. УСИРО КАТАТЕ ДОРИ КУБИ ШИМЕ — захват сзади одноименной руки партнера с одновременным удушением второй рукой
  18. УСИРО ХАГА ДЖИМЕ — обхват сзади с фиксацией рук партнера.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.128)
Автор: Irina, 23.06.2011 - 20:00:00