Основы айкидо

— 9 —

6. Удары

  1. СЁМЕН УЧИ — рубящий проникающий удар в голову с верху ребром ладони (кулаком и т.д.)
  2. ЁКО МЕН УЧИ — рубящий проникающий удар в голову (висок) с боку ребром ладони (кулаком)
  3. ДЗЁДАН ЦКИ (ГАНМЕН АТЕ) — удар передней частью кулака в голову
  4. ЧУДАН ЦКИ (СУГЕТСУ АТЕ) — удар кулаком в средний уровень, солнечное сплетение
  5. МАЕ ГЕРИ — фронтальный удар ногой в средний или верхний уровень.

7. Комбинированные атаки

  1. КАТА ДОРИ МЕН УЧИ — захват за кимоно на плече партнера с одновременным нанесением удара в голову
  2. МУНА ДОРИ МЕН УЧИ — захват за кимоно на уровне груди партнера с одновременным нанесением удара в голову
  3. УСИРО ЭРИ ДОРИ МЕН УЧИ — захват сзади за ворот кимоно с одновременным нанесением другой рукой удара в голову.
Форма атаки не столь важна, как способность сразу же определить направление атаки и молниеносно среагировать на агрессивные действия. Лучший вариант — заставить противника атаковать так, как выгодно вам.

8. Интуиция

В основе мастерства лежит универсальная способность, позволяющая вам понять, почувствовать тот момент, когда ваш противник начинает атаку, и опередить его на те доли секунды, которые обеспечат вам качественное проведение технического действия. Это чувство позволяет уловить намерение, осознать действие до начала движения тела. Постоянная практика и частая смена партнера лучше всего воспитывают эту способность.

9. Тактика ведения боя

Одно движение может быть решающим для жизни или смерти, именно это определяет тактику ваших действий. Противник должен быть нейтрализован сразу же с первого же момента. Тактика ведения боя в своей основе едина для любого вида воинских искусств, единственно, чем она отличается — это культура движения.
Весьма распространенная ошибка считать, что в айкидо вся техника строится на определенной реакции на атаку, т.е. без атаки нет айкидо. Так-то оно так, но тактически ваша первая и основная задача спровоцировать агрессора на атаку выгодную вам, на атаку, к которой вы уже готовы. То есть выбирать такую позицию, которая не будет оставлять ему выбора для дальнейшего действия, заставляя его двигаться по вашему плану, по навязанной вами схеме. Эта способность воспитывается долгой практикой или носит природный, врожденный характер, благодаря которому, мы и имеем массу примеров классных, так называемых, «уличных бойцов».
Выполнение таи сабаки, ставит вас в положение наиболее выгодное на данный момент, позволяя эффективно провести контрприем. Таи сабаки выполняется в тот момент, когда противник вас атакует, или вынужден сменить позицию. Правильно выбрать позицию — это, практически, выиграть поединок. В айкидо вся система передвижений, главным образом, основана на продвижении вперед, на попытке войти в зону противника или проведение маневра с целью войти в «мертвые зоны», прежде всего — зайти за спину противника, где он уже не в состоянии действовать эффективно.
Очень важным в вашей тактике является умение отвлечь противника каким-нибудь словом или жестом в тот момент, когда он уже решил проявить свои агрессивные действия. Острое чувство момента, когда надо атаковать или контратаковать, является решающим. Это чувство можно скрыть, прикинувшись рассеянным или неподготовленным, оно позволит нанести контрвыпад спустя мгновение после того, как противник напал. Тактика в айкидо — это тактика встречной атаки.
Работая против человека напавшего на вас, вы должны ясно себе представлять, что схватка столь скоротечна, что времени на разведку манеры ведения им боя у вас нет, это не спортивный поединок, это борьба за жизнь. И вступив в единоборство, вы не должны упускать из вида всю окружающую вас ситуацию, и быть готовым к любым неожиданностям.

10. Перехват инициативы

Инициатива это — основа успеха в ведении боя, то, что позволяет вам навязать противнику свою тактику. Никогда не ставьте себя в одинаковые условия с вашим противником и тем более не пытайтесь работать в его манере. Если вы начинаете боксировать с боксером, бороться с борцом или пытаться блокировать удары каратиста, то вы непременно проиграете в этом споре. Вы должны навязать ему свою манеру, свою схему ведения боя. Инициатива должна быть за вами, это ему должно быть неудобно сражаться с вами. Успех не в том, что бы превзойти противника в технической подготовке, а в том, что бы поставить его в крайне не удобное для него положение, и заставить двигаться, так как выгодно вам, это один из аспектов мастерства.

Глава 5. Технический арсенал айкидо

На современном этапе развития айкидо существует большое количество стилей, направления и школ. Здесь мы приводим краткий и весьма схематичный общий вариант, приемлемый для ведения занятий айкидо любого стиля.

1. Варианты классификаций технических приемов по различным признакам:

По взаимоположению партнеров

1.1. СУВАРИ ВАДЗА (SUWARI WAZA): техника, когда партнеры находятся на коленях в позиции seiza
1.2. ХАНМИ ХАНДАЧИ ВАДЗА (HANMIHANDACHI WAZA): техника, когда один партнер находится в положении на коленях (сейдза, кидза), а другой в стойке
1.3. ТАЧИ ВАДЗА (TACHI WAZA): техника при которой партнеры находятся в положении стоя.

По способу выполнения

2.1. НАГЕ ВАДЗА — техника бросков
2.2. КАТАМЕ ВАДЗА или ОСАЕ ВАДЗА — техника захватов, контролей, иммобилизаций, болевых приемов.
2.3. НАГЕ КАТАМЕ ВАДЗА или НАГЕ ОСАЕ ВАДЗА — техника бросков с последующей иммобилизацией

По наличию и количеству противников

3.1. Практика без партнера
3.2. Практика с одним партнером
3.3. Практика с несколькими партнерами

По наличию оружия

4.1. Практика с оружием против невооруженного противника
4.1.1. ТАЧИ НАГЕ ВАДЗА
4.1.2. ДЖО НАГЕ ВАДЗА

4.2. Практика невооруженного против вооруженного противника
4.2.1. ТАНТО ДОРИ
4.2.2. ТАЧИ ДОРИ
4.2.3. ДЖО ДОРИ

4.3. Практика с оружием
4.3.1. КУМИ ТАЧИ
4.3.2. КУМИ ДЖО

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.129)
Автор: Irina, 26.06.2011 - 20:00:00