Основы айкидо

— 12 —

2. Броски («наге вадза»). Результатом выполнения бросков является либо опрокидывание партнера назад (на спину), либо вовлечение его в кувырок.

ИРИМИ НАГЕ — бросок встречным ходом. Результатом выполнения приема является опрокидывание партнера на спину. Идеальное воплощение «ирими». Разновидностью этого броска является «ирими цки», в котором опрокидывание противника происходит за счет вхождения с ударом в лицо или горло противника.

СИХО НАГЕ — дословно «бросок на четыре стороны» — бросок загибом руки за спину.

КАЙТЕН НАГЕ — «бросок колесо».

ТЕНЧИ НАГЕ — «небо-земля».

КОСИ НАГЕ — различные варианты бросков через бедро. В айкидо к этому разделу бросков относятся и броски типа подхват под обе ноги.

УДЕ КИМЕ НАГЕ — бросок выполняется за счет болевого воздействия на локоть выпрямленной руки партнера.

УСИРО КИРИ ОТОШИ — характерной особенностью этого приема является заход за спину противника и опрокидывание его на спину путем воздействия на его плечи.

ДЖУДЖИ ГАРАМИ — при этом броске руки партнера скрещиваются, в районе локтевых суставов, и за счет активного шага и болевого воздействия на них, происходит бросок.

СУМИ ОТОШИ — бросок выведением противника из равновесия путем отведения его руки в сторону слабой точки.

АЙКИ ОТОШИ — опрокидывание партнера на спину захватом за обе ноги.

КОКЬЮ НАГЕ — броски, выполняемые при помощи «кокью» — точно скоординированного выдоха. Отличительной чертой этих приемов является то, что они выполняются без дополнительной обработки атаки (удара или захвата) за счет объединения с движением атакующего. В айкидо практически все бросковые техники можно отнести к «кокю наге».

АЙКИ НАГЕ — бросок высшей степени сложности. Выполняется за счет вписывания своего движения, в движение атакующего, но в отличие от кокью наге без контакта с партнером. Самой «простой» формой этого приема является бросок с уходом в ноги атакующего партнера.

3. К комбинированной технике — «НАГЕ КАТАМЕ ВАДЗА» или «НАГЕ ОСАЭ ВАДЗА», дословно бросок с удержанием, относятся все вышеперечисленные броски, если после них выполняется удержание, конвоирование или болевой прием.
Наиболее типичным приемом, относящийся к этому разделу является КОТЭ ГАЕШИ — бросок скручиванием кисти наружу (рычаг руки наружу). Традиционно бросок завершается удержанием типа «никкё». Бросок выполняется с захватом кисти партнера, и поэтому проведение удержания или болевого приема является абсолютно естественным и тактически оправданным.
Выполнение приема «котэ гаеши» без удержания является скорее исключением из правил и выполняется в первую очередь из тактических соображений, при проведении «рандори» — условного поединка с несколькими партнерами, когда недостаточно времени для завершения приема.

4. Формы перемещений

Как мы уже говорили, важную роль в общем разделе подготовки играет культура движений, формы перемещений. В айкидо основные из них разделяются на таи сабаки и аши сабаки.

4.1 Таи сабаки (tai sabaki)

Таи сабаки — таи — «тело», сабаки — «перемещение», перемещение тела методом вращения. Основными являются следующие виды таи сабаки: тенкан аши (tenkan ashi), зенпо тенкан аши (zenpo tenkan ashi), кохо тенкан аши (koho tenkan ashi), кокью тенкан хо (kokyu tenkan ho), кокью но хенка (kokyu no henka), ёко тенкан (yuoko tenkan), усиро тенкан (ushiro tenkan). Все эти основные передвижения представляют собой перемещения тела с разворотом относительно первоначального положения на 180 градусов, на 270 градусов и на 360 градусов. Все tai sabaki выполняются с двух положений миги или хидари (правое и левое), исходное и конечное положение — камае.

Тенкан аши — поворот тела на месте на 180 градусов. Поворот производится с соблюдением положения kamae на носках без отрыва пяток, пятки скользят на высоте газетного листа над татами. Во время поворота колени должны быть слегка согнуты, подпрыгивания исключены, поворот должен производиться от бедер, таким образом, что бы ступня и колено двигались одновременно, исключая излишнее напряжение на колено, это характерно и для других форм tai sabaki. Основной критерий оценки — устойчивость до, после и во время поворота.

Зенпо тенкан аши (тенкай) — поворот тела на 180 градусов в движении. Выполняете шаг вперёд сзади стоящей ногой (аюми аши) и поворот на месте (тенкан аши). Шаг вперёд должен производиться мягко, не подпрыгивая, постановка ноги на носочек, во время движения ноги вперёд она скользит по татами (крадётся). При выполнении должен ясно просматриваться чёткий шаг вперёд и поворот, граница между ними не должна, быть смазанной, но и остановки быть не должно.

Кохо тенкан аши (тенкан) — поворот тела на 180 градусов в движении. Производится как поворот на месте на впередистоящей ноге через спину, сзади стоящая нога, описывая полукруг, скользит по татами. Поворот производится на носке впередистоящей ноги, колени согнуты, подпрыгивания исключены, поворот производится от живота, рука одноимённая с опорной ногой движется в горизонтальной плоскости и помогает развороту.

Кокью тенкан хо (ирими-тенкан) — поворот тела на 180 градусов в движении. Поворот производится выполнением двух шагов с одновременным вращением корпуса. Это передвижение можно разложить на два составных: зенпо тенкан аши и шаг назад, либо шаг вперед и кохо тенкан аши. Во время движения колени согнуты движение стелящееся, руки находятся напротив груди, и их движение помогает развороту.

Кокью но хенка — то же самое что предыдущее движение, но отличается работа рук. Руки при движении идут не в горизонтальной плоскости, а от бедер ладонями от себя проходят над головой и возвращаются к бедру. На протяжении всего движения спина остается прямой, руки не сгибаются, взгляд направлен вперед, образ — движение внутри обода большого колеса. На взмахе вдох, на опускании рук выдох.

Ёко тенкан — поворот тела на 270 градусов в движении. Принцип движения такой же, как и в кохо тенкан аши, но только поворот производится в сторону плеча впередивыставленной руки.

Усиро тенкан — поворот тела на 360 градусов в движении. Принцип движения такой же, как и в кохо тенкан аши, но только поворот производится по полному кругу. При повороте, нога выполняющая тенкан, подтягивается к опорной и руки более интенсивно помогают движению.

4.2 Аши сабаки (ashi sabaki)

Аши сабаки — передвижение тела методом шага по прямой, т.е. без вращения тела, включает в себя передвижения вперед, назад и боком в любом направлении. Сюда входят: аюми аши (aumi ashi), тсуги аши (tsugi ashi), сури аши (suri ashi), окури аши (okuri ashi).

Аюми аши — простой шаг. Движение вперед осуществляется шагом сзадистоящей ноги. То есть, это движение напоминает обычные естественный шаг, единственное отличие заключается в том, что вместе с ногой в том же направлении движется одноименная рука.

Тсуги аши — приставной шаг из положения камае, расстояние между ступнями чуть больше размера ступни. Движение вперед мы выполняем с впередистоящей ноги. Сзадистоящая нога подтягивается вслед за ней и останавливается на расстоянии чуть большем размера ступни. Движение назад выполняется с сзадистоящей ноги.

Сури аши — выполняется так же, как и тсуги аши, только нога подтягивается в плотную.

Окури аши — движение боком с перехлестом ног, может выполняться как вперед-назад, так и вправо-влево. Движение вперед или назад выполняется в камае, перекрестным шагом. Движение вправо-влево выполняется в кибадачи перекрестным шагом.

5. Важность отработки техники

Любое техническое действие нуждается в постоянной отработке, в шлифовке и достигается это только за счет повторения. Повторение — великий учитель, который поможет вам освоить технику и исправит ошибки. Только практическая работа повысит ваш уровень владения техникой. Практика ваш учитель, который ответит на все вопросы. Чтобы освоить технику вы должны повторять ее снова и снова, пока ваше тело не научит вас естественной мудрости движений и чувств. Именно через практику приходит не только понимание правильного выполнения техники, но и достижение гармонии между умом, духом и телом. Любое техническое действие становиться доступным лишь после огромной работы.
Интенсивность тренировок определяется правильностью выполнения техник. Если техника выполняется правильно, то тело само определит и ритм, и время практики. Результат это всегда итог большого труда, не пытайтесь ускорить естественный процесс, быстрый результат ведет к быстрому падению, и это касается не только айкидо, но и всей нашей жизни, оглянитесь вокруг, и вы увидите массу примеров, подтверждающих эту истину.
Техника нуждается в адаптации к конкретной ситуации. На поле боя все происходит не так как на учебе. В школе вы изучаете стратегию, теорию, но теория это опыт прошлого. Необходимо ориентироваться на опыт прошлого. Но вы не должны в своей учебе уподобляться человеку, который говорит: «То, что вы тут теоретически говорите нам — одно, а на практике это может оказаться совсем другим, противник может повести себя совершенно не так, как мы ожидаем». Очень важно понимать, что Додзё — это всего лишь школа. Оказываясь на улице, вы применяете то, что вы учили в школе, но адаптировано к конкретной ситуации. Очевидно, что школа — это не реальная ситуация. И самое большое заблуждение для ряда учеников является то, что они Додзё начинают ассоциировать с полем боя.
Существует множество вариантов выполнения иккьё, но когда вы учитесь выполнять это действие, самое главное, что бы вы поняли что такое вертикальная ось тела и что такое центр. И вы используете при этом наиболее понятный, доступный наиболее прямой способ выполнения техники, и только после этого вы можете начать изучение вариаций. Противник может быть очень высоким, низким, толстым, худым и естественно могут возникнуть сложности с выполнением того базового движения, которое вы учили. Поэтому вам необходимо изучать различные варианты выполнения этого контроля. Но для понимания не очень хорошо, когда на занятии начинают разбираться различные варианты выполнения технических действий. Вначале вы должны понять базовые принципы, понять, что такое ось, что такое центр, как контролировать центр человека. И только после осознания того, как это работает, только после этого вы сможете оперировать с этим знанием.
Всегда, когда вы выполняете технику, вы должны быть самокритичны, чтобы корректировать себя на пути постижения правильного знания. Это еще одна идея преподавания. Сегодня мы склонны задумываться о способах или методах обучения, а также вариантах объяснения каких-то вещей кому-то. Но ведь в старые времена ни одно искусство, ни один мастер не имел системы или методики обучения. Любой, кто хотел научиться должен был просто повторять. Поэтому мастер не всегда был хорошим учителем. Сейчас у нас есть некоторое представление о том, как учить — очевидно, если объяснение будет удачным, то результат будет гораздо лучше.

6. Основа движения

Идея айкидо заключалась для О сенсея в том, что любое движение это мисоги (misogi) — очищение тела и духа. Поэтому любое движение, относящееся к айкидо, является мисоги. Любое движение создается исходя из идеи кототама (kototama) — как духовный звук, или скорее как вибрация. Вибрации существуют во вселенной и, если вы сможете их получать, то вибрации будут создавать техники.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.132)
Автор: Irina, 27.06.2011 - 20:00:00