Основы айкидо

— 14 —

7. Технические действия

Технические действия — это не просто движения, это — целые цепочки последовательных движений, которые все вместе решают ту или другую двигательную, задачу. Каждая подобная цепочка состоит из разных между собой движений, которые сменяют друг друга, планомерно приближая нас к решению задачи. Все движения — звенья такой цепочки — связаны между собою смыслом решаемой задачи. Пропустить одно из таких необходимых звеньев или перепутать их порядок — и решение задачи будет сорвано.

8. Освоение технического действия или выработка навыка

В современной литературе в частности в психофизиологии достаточно серьезно всесторонне описаны процессы построения сложного действия или навыка. И в своей практике мы стареемся в полной степени использовать накопленный опыт.
Чем больше человек практикует, тем выше становится уровень его мастерства. Это свойство организма назвали «упражняемостью». Особую роль в этом процессе играет головной мозг, управление движениями и память на движения сосредоточиваются в нем. Все наши телодвижения вызывают определенные изменения в головном мозгу, следовательно, двигательные навыки — это программа, прописанная не в руке, ноге, спине или бёдрах, а в недрах мозга. Время образования в мозгу этого нового «условного рефлекса» значительно больше, чем схватывание мысли, смысла и сути для них совсем не требуется десятков повторений какого-нибудь впечатления для того, чтобы память могла схватить и закрепить его. Поэтому в практике айкидо столь важным элементом является образность практических действий.
Двигательные навыки осваиваются человеком не сразу, всякий двигательный навык сложен, и его осваивание совершается в связи с этим через целый ряд последовательных этапов. Главное, чтобы «зазубривание» было предельно осознанным, а не тупо бессознательным повторением. Очень важным является не дробление действия на составляющие, и попытка освоения его поэтапно, а проработка его каждый раз в полном объеме.
Кроме того, повторения осваиваемого технического действия нужны для того, чтобы раз за разом, и каждый раз все удачнее, решать поставленную перед собою двигательную задачу и таким образом доискиваться до наилучших способов ее решения. Повторные решения этой задачи нужны еще потому, что в естественных условиях внешние обстоятельства всегда имеют какие-то различия, и сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому в ходе отработки приемов мы и настаиваем на постоянной смене партнера, строим весь тренировочный процесс таким образом, что бы менялся не только партнер, но и формы атак, темп и интенсивность тренировок.

Способ сделать конечность управляемой только один: непрерывно с самого первого момента очень внимательно выверять движение, постоянно его корректируя. Двигательный навык даже самого простого и однообразного движения не может быть двигательной формулой или двигательным штампом, он не может быть условным рефлексом. Двигательный навык — это не какой-то отпечаток или след в двигательных центрах мозга. Но и в чувствительных отделах мозга, которые выполняют сенсорные коррекции, тоже отстаивается при образовании навыка отнюдь не какая-то постоянная формула коррекций, стойкая, точно штемпель. Ведь внешние условия постоянно меняются и другой противник, и другая форма атаки, и другой вариант ее выполнения и т.д. и т.п., поэтому не могут быть всегда одинаковыми и коррекции наших движений. Наконец, и самим движениям навыка всегда необходимо иметь в запасе какую-то степень приспособительной изменчивости, которая все возрастает снизу вверх, от уровня к уровню. Поэтому и в чувствительных системах мозга откладывается и скапливается при формировании навыка не раз навсегда постоянный шаблон, а своеобразная, особая маневренность.
Итак, двигательный навык, который мы вырабатываем, отрабатывая прием, не формула движения, и тем более не формула каких-либо постоянных, запечатлевшихся в двигательном центре мышечных напряжений. Двигательный навык — это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной задачи.
Изучаемое движение нужно проделать много раз, чтобы чувствительные отделы мозга успели познакомиться с как можно большим разнообразием отклонений и разновидностей. Конечно, самой рациональной и правильно поставленной будет такая тренировка, при которой с затратой наименьшего труда будет совмещаться наибольшее, хорошо продуманное разнообразие ощущений и будут созданы наилучшие условия, чтобы осмысленно запомнить и усвоить все эти ощущения.
В ходе упражнения нервная система формирует навык в себе. Телосложение каждого, его мускулатура, а тем более строение и степени развития его мозговых уровней так разнообразны и неповторимы, что уже тогда, когда навык в общих чертах освоен, каждый ученик очень многое добавляет в двигательном составе навыка к своим личным особенностям.

Видеть хоть тысячи раз, как что-либо делается, и сделать это самому — совсем не одно и то же. Часто, глядя на искусную, быструю работу опытного мастера, не можешь отделаться от яркого ощущения, что и сам с первого же раза сделал бы то же самое ничуть не хуже его.
В каждом конкретном случае перед нами стоит отчетливый образ движения, мы не имеем вначале никакого понятия ни о тех коррекциях, которые нужны для его выполнения, ни о тех мышечных действиях, которые необходимы для выполнения этого приема. И уж тем более не знаем, как ощущаются изнутри и эти движения, и управляющие ими сенсорные коррекции. В этот период и начинается «обыгрывание» навыка во всех возможных изменениях форм атаки и внешней обстановки. Безусловно, вся эта работа течет иной раз на три четверти бессознательно, но разумным вниканием можно очень ускорить ее. Попутно с этим накапливанием опыта по части коррекций совершается их внутренняя сортировка. Центральная нервная система деятельно ищет: где, как, какой вид чувствительности способен наиболее быстро и чутко откликнуться на ту или другую заминку, дать в том или другом случае самую строгую и точную коррекцию.
На первых шагах формирования двигательного навыка сознательное внимание бывает устремлено почти на все многочисленные подробности управления движением. А этих подробностей и слабых пунктов оказывается такое изобилие, что внимание теряется, и то и дело упускает из виду важные, подчас и решающие, коррекции. Разумеется, никакое, самое натренированное, внимание не может охватить сразу весь этот град коррекций. Тут и приходит на помощь автоматизационное переключение в низовые, фоновые уровни. Дело в том, что в каждом движении человека, простом или сложном, полном глубокого смысла или доступном и любому новичку, в сознание попадает только то, чем управляет ведущий уровень этого движения.
Автоматизация совершается не сразу, а охватывает собой иногда довольно значительную часть всего времени осваивания навыка, не только потому, что это время уходит на выявление нужных коррекций и уровней, наиболее подходящих для каждой из них. Более важная причина в другом. Сами эти фоновые коррекции низового уровня, потребные для изучаемого навыка, далеко не всегда простые, нехитрые реакции, которые подходящий уровень сумел бы выполнить с первого же раза правильно. Нередко, их нужно еще выработать и воспитать.
С автоматизмами, как и с фонами первого рассмотренного рода, дело может обстоять двояко: либо они еще незнакомы обучающемуся, и ему предстоит их выработать, либо он обнаруживает их уже готовыми, сохраняемыми памятью в «фонотеках» его низовых уровней, так что их остается только подновить и кое в чем подогнать и приспособить к новой задаче.
В каждом двигательном навыке может содержаться несколько автоматизмов, т.е. он может в нескольких разных направлениях нуждаться в фоновых коррекциях этого вида. Поэтому в продолжение выработки навыка может в разные времена произойти и несколько моментов автоматизации, совершенно независимо друг от друга. Автоматизация — это всегда скачок по качеству. Изменение в составе тех видов чувствительности, которые обслуживают коррекции данной части движения, не может не сказываться и на его существенных чертах. Таким образом, каждый автоматизационный скачок даёт не только внезапное, резкое улучшение в выполнении разучиваемого движения, но при этом ещё и качественные перемены в нем.
В освоении технических действий может наступить определенный срыв, заминка. Инструктор вправе точно заверить студента, что за этою заминкой последует качественный скачок в лучшую сторону, если только ученик не опустит руки, и будет настойчиво продолжать работу, может быть, только сделав небольшой перерыв в тренировке или внеся в нее временное разнообразие. Право педагога на такую уверенность основано на том, что подобные остановки (их иногда прямо называют «творческими паузами») всегда предшествуют очередному автоматизационному скачку, хотя, конечно, не каждый такой скачок обязан начинаться с них. Каждая заминка или временное ухудшение свидетельствуют о том, что между какими-то существенными фонами произошла интерференция, не позволяющая им поладить друг с другом. Центральная нервная система выйдет, в конце концов, из положения либо тем, что сумеет нужным образом приспособить и подогнать оба фоновых механизма друг к другу, либо, если этот путь не удастся, она скомбинирует и воспитает новый, более подходящий и гибкий автоматизм взамен прежнего. На такую выработку и замену уходит какое-то время; оно и составляет содержание переживаемой «творческой паузы», так огорчающей ученика.
Упорствование в тренировке в те моменты, когда ощущается явственная интерференционная заминка, и разлаживание уже удававшегося было движения, может иногда принести заметный вред. Педагог поможет учащемуся решить, что в данном случае лучше — сделать ли в тренировке полный перерыв и отдаться на волю «творческой паузы» центральной нервной системы или в корне изменить способ тренировки и применяемые упражнения — так, чтобы облегчить мозговым аппаратам путь к правильному выходу из создавшегося затруднения.

9. Суставы

При первом же знакомстве с предлагаемой техникой, вы поймете сколь важным элементом, в ее исполнении, являются суставы. Поэтому мы должны сказать несколько слов и о них.
Скелет человека, при всей своей жесткости и прочности достаточно подвижен. Эта подвижность достигается за счет того, что скелет состоит из отдельных звеньев (отдельных костей), скрепленных друг с другом посредством разнообразных соединений. Соединения костей объединяют кости скелета в единое целое. Суставы или, так называемые, прерывные соединения костей — являются важнейшей частью опорно-двигательного аппарата; благодаря суставам становится возможным движение тела в пространстве или перемещение частей тела относительно друг друга. Используя некоторые возможности суставов, мы с тем же успехом можем и ограничить это движение.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.134)
Автор: Irina, 28.06.2011 - 20:00:00