Основы айкидо

— 22 —

16 вариант:

Исходное положение миги камае меч в правой руке, опущен вниз, атака — тски чудан, в момент атаки — правой ногой вы делает шаг вперед, и чуть в сторону, сразу же, правой ногой шаг в противника, меч направлен на его шею.
Оба эти варианта являются определенной иллюстрацией такого технического действия, как ирими наге.

Все описанные действия могут выполняться как с одной, так и с двух рук, и кроме того, даже если вы держали меч в одной руке, то в завершающей стадии движения, если это возможно, и ситуация вам позволяет, усильте движение включив в него вторую руку. Подобные ситуативные варианты могут быть очень многообразны. Если вы хорошо усвоили айки-субури, то легко можете импровизировать, и по желанию составлять для своих тренировок более замысловатые варианты.

Чувство меры

Мы часто в нашей практике говорим о гармонии, и практически никогда о мере, хотя, чувство меры и есть элемент гармонии, если не сама гармония. Точнее, мы можем рассматривать гармонию, как меру во всем. Гармоничное развитие личности — это приведение всех человеческих качеств к какой-то определенной мере. Освоить это состояние меры очень сложное дело, требующее долгой и кропотливой практики. Но именно оно выводит нас на истинный путь Айки.
И вот если свести наши рассуждения к простым и ясным формам, то мы поймем, что практика работы с мечом определяет и воспитывает в вас то необходимое чувство меры, которое и обеспечивает вам эффективное использование техники.
Чтобы проиллюстрировать это утверждение рассмотрим вариант выполнения такого технического действия, как сёмен учи иккё, вариант ура. Вспомните, сколько раз ваш инструктор говорил вам, что надо чаще практиковать работу с мечом, что движения сёмен учи необходимо выполнять как можно большее количество раз. И это вовсе не для того, что бы наработать мышечную практику, а для того, что бы ваши движения стали привычными предельно рациональными, отточенными до мелочей. И при выполнении рассматриваемой нами техники, выходя на вариант ура, вы выполняете взмах, который столь привычен и вашему сознанию и вашему телу, что позволяет вам двигаться уверенно, по отработанной траектории, сохраняя спокойствие и контролируя ситуацию. Вам остается, только выполнить необходимую форму таи сабаки. Именно это позволит вам, сохраняя собственный баланс, таким образом вывести противника из равновесия, что вы сами не провалитесь, и уверенно повергните его. Потому что, форма вашего движения за счет тренировок с мечом, приведена к совершенству, позволяющему вам соблюсти необходимое чувство меры.

2. Дзё

Посох или палка, являлись символом преодоления пути. Это оружие в бою держали, как правило, двумя руками. Техника работы с ним переняла массу технических действий из практики использования копья (яри), алебарды (нагината) и основ штыкового боя. Она включает в себя тычковые и маховые удары, подсекание ног, манипуляции, удушения, всевозможные вяжущие действия. В айкидзюдзюцу (aikijujutsu), кроме того, использовали дзё (Jo) для опоры в прыжковых ударах ногами.
Сущность фехтования блестяще определил Мольер: «Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать надлежащую жизнь оружию».
Технические приемы работы с оружием во многом обуславливаются характеристиками используемого предмета. В данном случае, двадцатимиллиметровое сечение дзё (Jo), пускай даже сделанного из очень крепкого дерева, не гарантирует того, что палка выдержит сильный поперечный удар другого оружия. Таким образом, для того, чтобы избежать поломки дзё (Jo) во время блокирования удара, оружие должно быть расположено таким образом, чтобы воздействие приходилось по касательной к его поверхности, или наше движение должно быть таким, что бы дзё (Jo) не касалось оружия противника. Кроме того, следует заметить, что дзё (Jo) имеет сравнительно небольшой вес, а эффективность удара зависит от массы оружия, скорости его движения и точности нанесения удара.
В практике работы с дзё (Jo) используется несколько вариантов его держания. Одной рукой, когда палка располагается сбоку от туловища (чаще в вертикальном положении) и двумя руками, когда палка располагается перед корпусом параллельно земле поперек движения или по ходу движения. Есть варианты удержания оружия двумя руками сбоку. Все они в той или иной форме будут рассмотрены нами в ходе разговора о формах использования оружия.

Стойки

Держать оружие можно по-разному, но существует несколько фиксированных положений, например, вы стоите в хидари камае и держите дзё (Jo) в правой руке в вертикальном положении, или в миги камае и держите дзё (Jo) в левой руке в вертикальном положении — это варианты основного базового положения. Если вы стоите в камае и держите оружие двумя руками, направив его вперед, то такое положение является основной базовой стойкой и называется тски но камае (tsuki-no-kamae). Можно говорить о двух промежуточных стойках, первая промежуточная стойка — шизентай (shizentai), дзё (Jo) параллельно земле, перед собой, в обеих руках опущенных вниз. Вторая промежуточная стойка — камае, дзё (Jo) держим двумя руками сбоку, на уровне пояса, один край опущен вниз.

Манипуляции

Манипуляции выполняются с обеих рук.

1 манипуляция:

Дзё в правой руке, описывает один круг по внешней стороне и останавливается в вертикальном положении.

2 манипуляция:

Свободное вращение Дзё по внешней стороне.

3 манипуляция:

Дзё описывает перед вами восьмерку, двигаясь по окружности слева и справа.

К началу
Предыдущая страница
Читать дальше



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.142)
Автор: Irina, 03.07.2011 - 20:00:00