Айкидо – это безопасность

Сосновский В.Л.Виктор Леонидович Сосновский - обладатель 4-го Дана Айкидо Айкикай, Президент Сибирской Ассоциации Айкидо[1], Лауреат Премии НСАР "Торнадо" в номинации "Лучшее достижение в области популяризации Айкидо".

Вопрос: Об Айкидо ходит немало слухов и легенд. Можете ли Вы раскрыть нашим читателям сущность этого боевого искус­ства?

Виктор Сосновский: Айкидо - традиционный вид воинского искусства, то есть не спорт. По Айкидо не проводятся соревнования. Спортивные со­стязания предполагают победу одного из противников в рамках правил. Традиционные виды не знают правил, а используют законы природы. Сущность любого тради­ционного боевого искусства, с моей точки зрения, заключается в обеспечении безопас­ности человека.

Вопрос: Воевать не по правилам - это, на­верное, аморально?

Виктор Сосновский: У войны нет правил, она вне морали. Остаются лишь естественные законы, важ­нейшей тенденцией которых является дос­тижение максимальной безопасности. В раз­личных видах традиционных воинских ис­кусств эта тенденция реализуется по-раз­ному.

В Айкидо предельно сконцентрирова­на идея безопасности как стратегическая за­дача и собран уникальный технический ар­сенал тактического обеспечения этой стра­тегии.

Вопрос: Чем Вам приглянулось именно Ай­кидо?

Виктор Сосновский: В Айкидо предельно сконцентрирова­на идея безопасности как стратегическая за­дача и собран уникальный технический ар­сенал тактического обеспечения этой стра­тегии.

Вопрос: Значит, Айкидо - лучшее средство самозащиты?

Виктор Сосновский: Скорее это средство обретения безо­пасности. Самозащита предполагает ответ на уже начатое опасное действие. Безопасность - категория более высокого уровня. Обре­тение безопасности субъекта призвано ис­ключить саму вероятность эффективного нападения на него. Здесь присутствуют со­всем иные пространственно-временные ха­рактеристики, обозначаемые пресловутым понятием «Ки».

Вопрос: А как насчет пословицы: «Лучшая защита - нападение»? Разве не является истинной целью боевого искусства унич­тожение противника? Помнится, ходи­ла по рукам немецкая видеокассета о японских боевых искусствах с английс­ким названием «Аrt of Killing». В пере­воде это дословно означает «искусство убийства».

Виктор Сосновский: Подобная трактовка кажется мне вред­ным заблуждением, уводящим интересующихся боевыми искусствами людей от ис­тинного смысла. Можно назвать это журна­листским штампом. Укоренившиеся в созна­нии популяризаторов устойчивые ложные стереотипы препятствуют развитию боевых искусств не только на Западе, ни и в самой Японии. В то же время, немногочисленные мастера - хранители традиций не очень оза­бочены доведением сокровенных истин до массового сознания. Они с вершин своего мастерства спокойно наблюдают за процессом совершенствования учеников, заботясь не о количестве, а о качестве наиболее дос­тойных. Эти достойные и призваны постичь на практике значение известного древнего принципа воинских искусств - держать жизнь противника в своих руках. Как види­те, об убийстве здесь ни слова.

Вопрос: Не могли бы Вы, в таком случае, объяснить, чем выделяется Айкидо сре­ди традиционных боевых искусств?

Виктор Сосновский: Если не вдаваться в восточные аллего­рии, можно сказать, что Айкидо имеет спе­цифическую динамику, биомеханику, техни­ческий арсенал.

Занятия Айкидо структурируют личность ученика, способствуют здоровой расстанов­ке приоритетов. Человек учится строить себя, управлять своим психологическим и телесным состоянием, то есть, владеть со­бой.

Вопрос: А можно об этом немного подроб­ней?

Виктор Сосновский: Основателем выделены три основных принципа: «не ждать», «не смотреть», «не откры­ваться».

Начнем с последнего - «не открывать­ся», наиболее простого для понимания. Он соблюдается практически во всех боевых ис­кусствах, потому что всегда целью являет­ся открытое, максимально доступное для атаки пространство. Следующий принцип - «не смотреть». Основатель предостерегает от психологичес­кой фиксации на деталях, являющихся вто­ростепенными. Третий принцип - «не ждать». Этот принцип является базо­вым, формирующим образ мышления в ра­боте с оружием. Ско­рость клинка превыша­ет возможности челове­ческой реакции. Защи­щаться от начавшейся атаки уже поздно, мы обречены на поражение самим образом мышле­ния, не учитывающим принципиальную раз­ницу между защитой и безопасностью. Вот, та­кие подробности.

Вопрос: Можете ли Вы раскрыть методику обучения Айкидо на­шим читателям?

Виктор Сосновский: В традиционных боевых искусствах сформировалась тра­диционная же система обучения, которая ос­нована на классических для Востока взаимоот­ношениях между учите­лем и учеником. Иде­альным для процесса обучения образцом яв­ляются отношения между отцом и сыном. Чем ближе к идеалу - тем лучше результат.

Можно сфор­мулировать четы­ре основных усло­вия, необходимых для становления настоящего мас­терства:

Таким обра­зом, классическая схема обучения воинским искус­ствам базируется на взаимоотноше­ниях между Учи­телем и Учеником. Основой этих отношений являются доб­рожелательность и доверие. Только при та­ких обстоятельствах ученик сможет преоб­разить себя и воспринять всю мощь пере­даваемого ему Знания. Ибо перекроить Уче­ние на свой манер, под масштабы своего эго - невозможно. Иными словами, гордыня и амбиции являются лучшей защитой от Зна­ния.

Вопрос: Вы являетесь учителем многих лю­дей разного возраста. Физический аспект воздействия на них занятий боевыми ис­кусствами, в общем, понятен. Но скажи­те, какое влияние оказывает Айкидо на их духовное состояние?

Виктор Сосновский: Я бы не проводил жесткой границы между духовным и физическим началом. Занятия Айкидо структурируют личность ученика, способствуют здоровой расстанов­ке приоритетов. Человек учится строить себя, управлять своим психологическим и телесным состоянием, то есть, владеть со­бой. Это, в свою очередь, способствует ро­сту его профессионализма в воинском ис­кусстве. Обоснованная уверенность в сво­их силах позволяет быть все менее агрессив­ным, применять по отношению к противни­ку действия по принципу разумной доста­точности. В конце концов, противник вос­принимается уже как партнер. Именно на этом этапе человек, который занимается во­инскими искусствами, одерживает духов­ную победу, неотделимую от физического могущества. Это и есть истинная победа.

Вопрос: Такой взгляд на сущность боевых искусств весьма воодушевляет! В жизни мы, однако, редко видим гуманное отношение к оппоненту в ходе конфликта. Уже не будем говорить о нас, грешных. Вот данные недавно проведенного в США федерального исследования. Оказывается 97 % столкновений между полицией и нарушителями правопорядка могли быть улажены словами. Однако полицейские сами способствовали развитию конфликта с последующим необоснованным применением силы и возбуждением судебных исков. Рекомендовали бы Вы работникам правоохранительных органов и служб безопасности практиковать такой вид боевого искусства как Айкидо?

Виктор Сосновский: В мире широко взят на вооружение опыт Айкидо и других видов боевых искусств. Однако, вопрос использования данными службами этих боевых систем - это воп­рос их профессионализма. Могу лишь от­метить, что в последнее время в России ин­терес к боевым искусствам со стороны пра­воохранительных органов существенно воз­растает.

Вопрос: Зачастую приходится слышать от сторонников тех или иных боевых ис­кусств заявления об исключительности их видов. Что Вы можете сказать в этой связи?

Виктор Сосновский: Это вечная проблема последователей, которая была, есть и будет их проблемой. Основатели школ и систем, а также их серьез­ные продолжатели всегда с глубоким ува­жением относятся друг к другу и к делу, которому они служат. Выводы делайте сами.

Вопрос: Что бы Вы хотели посоветовать не­искушенным искателям самой лучшей боевой системы?

Виктор Сосновский: Найти своего Учителя и, вместе с ним, свою Систему. Тогда можно поздравить их с началом Пути.

Интервью опубликовано в журнале «Спорт. Сибирь» № 1, 2001

Ссылки




Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.46)
Автор: maxim, 23.06.2009 - 00:00:00