Практика ушу: спорт или элитный вид отдыха?

А.Е. СоловьёвЧто же такое ушу? Взгляды на вопрос о традиции в ушу различаются. Я все же приведу здесь чаще всего используемую классификацию.

Итак, обычно говорят о цзинсай ушу (спортивном ушу) или сяньдай ушу (современном ушу), а также о чуаньтун ушу (традиционном ушу) или по-другому миньцзянь ушу (народном ушу). Цзинсай ушу — это популярные соревнования по стандартизированным спортивным формам (таолу) и саньда (поединки на помосте). Чуаньтун ушу или миньцзянь ушу — это то, чем занимаются обыкновенные люди, то, что преподают мастера вне государственных институтов. Понятия чуаньтун ушу или миньцзянь ушу отвечают понятию кунг-фу, используемому на западе.

Не будем останавливаться на спортивном ушу. Спортивное ушу, созданное по заданию и при активном участии партийных и государственных органов КНР в середине 20-го века, подразумевает строго «зарегламентированное» и обязательное к исполнению количество гимнастических комплексов, стилизованных под боевое применение приемов ушу. Это очень динамичный и зрелищный вид спорта, который скоро станет Олимпийским. Это, несомненно, Спорт «с большой буквы», спорт высших достижений, требующий недюжинного труда и умения. Однако, спортивное ушу имеет к боевому искусству такое же отношение, как упражнение с булавами у художественных гимнасток к реальной работе боевой булавой средневекового воина.

Традиционное, или народное ушу, прежде всего, отличает приверженность традиции, что подразумевает передачу знаний и накопленного опыта из поколения в поколение, от учителя к ученику, от отца к сыну. В любом случае, это достаточно длительный процесс, который рассчитан не на годы пика спортивной формы, а на всю жизнь, или на достаточно продолжительную ее часть. Далее следует отметить приверженность адепта обычно к одному стилевому направлению, что дает возможность достаточно подробно и в полном объеме изучать все аспекты боевого искусства. Обучение ушу включает в себя длительную, поэтапную подготовку тела и духа будущего бойца. Занимающийся ушу должен не только совершать некие специфические движения, но и быть готовым переносить не менее специфические воздействия со стороны партнера и окружающего мира. Именно для этого в программе обучения присутствует «набивка» и упражнения жесткого цигуна. Умение переносить боль и страдания, стрессы и невзгоды, как и умение восстанавливать тело и психику после них, является неотъемлемой частью занятий народным ушу.

Среди прочих отличительных черт выделяется практика выполнения упражнений только с тяжелым (боевым) оружием, изучение приемов освобождения от захватов, бросковой техники, болевых приемов и разбивания твердых предметов.

В С.-Петербурге давние традиции народного ушу. Начало официального существования этого вида положило создание в 80-х годах прошлого века Ленинградской федерации гимнастики ушу. Шли годы, менялись названия организаций, а люди оставались все теми же, преданными энтузиастами народного ушу. И если Вы сегодня утром, где-нибудь в парке увидите группу, совершающую плавные движения тайцзи, знайте — это народное ушу!

Этим летом прохожие на одной из улиц города были шокированы необыкновенным зрелищем: несколько людей, среди которых были и женщины, уперев древко боевого копья в бампер тяжелого джипа, а острие — себе в голый живот, толкали по очереди, таким образом машину. Это тоже народное ушу! Десятилетние мальчишки и девчонки стоят на одном кулаке вниз головой, прислонив ноги к стене — и это народное ушу!

Умение переносить боль и страдания, стрессы и невзгоды, как и умение восстанавливать тело и психику после них, является неотъемлемой частью занятий народным ушу.

Ваш покорный слуга, автор этих строк, голенью перерубает сосновый брус 10-ти сантиметровой толщины — и это народное ушу! На ваших глазах сложенной вдвое десятирублевой купюрой рассекается простой карандаш — это тоже народное ушу. К слову сказать, я не видел ни одного спортивного ушуиста, способного сделать что-либо подобное, но это — к слову...

Возможностью заниматься серьезно и у серьезного Мастера сегодня обладают немногие. И дело тут вовсе не в отсутствии желания или отсутствии мест, где можно было бы приобщиться к этому искусству. Проблема в том, что наряду с серьезными специалистами (а их, поверьте, не много) город и страна заполонена персонажами, предоставляющими всем желающим «суррогаты» ушу.

Большинство существующих ныне в С.-Петербурге «школ» анонсируют свою приверженность традиции, не подтверждая ее ничем на практике. Очень жаль, но в 90% случаев, новоиспеченный адепт традиционного ушу слышит рассказы о том, что «когда-то давно, Мастер, будучи молодым еще человеком попал в ситуацию, где ему встретился...», — и далее варианты встречи с Великим, но Тайным Учителем, который передал только ему одному секрет того или иного вида традиционного (семейного, национального, кланового и т.д.) ушу. На поверку же оказывается, что те базовые комплексы упражнений, которые (очень, кстати, неохотно) демонстрируются постороннему глазу, являются кальками или вариантами с общеизвестных спортивных или опубликованных в журналах 70-х годов форм того или иного стиля ушу.

А.Е. СоловьёвАвтор лично был знаком со «школой», в основе техники которой, лежали комплексы общеукрепляющей гимнастики по стилю «Пяти зверей», напечатанной Гусейном Магомаевым в журнале «Здоровье» в 80-е годы. Есть большое количество групп, которые занимаются у наставника, черпающего свои знания в широко тиражируемых в Китае видео-методических материалах по народным школам ушу.

В изучении боевых искусств только по книгам и видео не слишком много смысла. С другой стороны, такие материалы могут быть полезными в некоторых случаях, особенно для тех, кто не имеет возможности регулярно видеться с Учителем, принимая участие, например, только в периодически проводимых семинарах. Несмотря на то, что это значительно более трудно, чем когда есть постоянный контакт с Учителем, если есть определенный энтузиазм, заинтересованность и минимум способностей — возможен прогресс. Книги и видеокассеты могут в таком случае оказаться очень полезными.

Серьезного человека привлекает возможность не столько «релакса», разгрузки сознания, радости тела, сколько приобретение способностей физических и духовных, позволяющих управлять не только собой, но и окружающим миром, быть готовым к любым вызовам быстротекущей и изменчивой жизни.

Главный тренер сборной команды
Федерации ушу С.-Петербурга по традиционному ушу
А.Е. Соловьёв



Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.50)
Автор: maxim, 23.06.2009 - 00:00:00