Кендо Кендзюцу. Иайдо Иайдзюцу

Основатель Айкидо Морихей Уэсиба много времени уделял занятиям с мечом. Один из наиболее автори­тетных учителей Айкидо с оружием, сенсей Морихиро Сайто (9-й Дан Айкидо) также отмечает, что если Вы не занимаетесь прак­тикой айки-кен, Ваше Айкидо будет неполным. Многие люди в мире совмещают практику Айкидо с занятиями воинскими искусствами с оружием.

Кендзюцу и Кендо

Морихиро Сайто сенсейКендзюцу - это японское искусство при­менения меча, и из него произошло Кендо, путь применения меча.
Японский меч, по общему мнению, являет­ся самым благородным оружием в класси­ческом вооружении воина. Однако не всегда было так. До XII века бойцов публично награждали за их искусную стрельбу из лука, но отнюдь не за удалое обращение с мечом. До нас дошли имена многих известных лучников того времени, но нам неизвестны великие мастера меча этого раннего периода. Ситуа­ция, однако, изменилась после выхода в 1259 году эдикта сёгуна Ходзё Токийори, который разрешал ношение меча лишь придворным и представителям воинского сословия. С этого момента меч стал символом воина и вытес­нил лук с позиции самого благородного ору­жия.

Японский меч

Японский меч являл собой душу воина, и перед ним как таковым благоговели и лелея­ли его всю его долгую жизнь. Полагали, что мечи обладают своей собственной жизнью, и некоторые считались счастливыми, а другие несчастливыми, приносящими горе и нище­ту. Японская воинская этика требовала, что­бы меч никогда не был применен с гневом или злобой. Его единственным предназначением было искоренение зла, удаление злого бес­страстной хирургической операцией.
До X века мечи были прямыми и с одним заостренным краем; и только впоследствии была введена хорошо нам знакомая изогну­тая конструкция. Считается, что мечи самого лучшего качества изготовлены в эпоху Камакура (1185-1333), во время войн между клана­ми, превосходящими других, подобно кла­нам Минамото и Тайра. Это было в самом деле подходящее время для испытания ка­чества мечей.
Во время вторжений монголов в 1274 и 1281 годах в конструкции меча была обнаружена сла­бость: кончик меча был особенно уязвим по отношению к цепным кольчугам, которые но­сили захватчики, и отламывался, ухудшая режущую силу лезвия. Горо Мюдо Масамуне устранил этот недостаток путем одновремен­ного отпускания и заострения лезвия. Ранее кончик закаливался и обрабатывался отдель­но, что вызывало появление линий слабости в металле. Открытие Масамуне было взято на вооружение всеми ведущими мастерами, но гордость первооткрывателя была такова, что он никогда не подписывал свои клинки, пол­агая, что их качество само определит автора.

В эпоху Намбокучо (1336-1392) раскол, вызванный вопросом о престолонаследовании, привел к жестокой вражде между Север­ным и Южным императорами. В это время длинный меч, или Тачи, был заменен более коротким и легким, называемым Катана. Тачи был очень тяжелым оружием, носи­мым на ремне у левого бедра режущей кром­кой вниз, для того чтобы облегчить его ис­пользование конными воинами. Однако это было довольно-таки громоздко, для эффективных действий требовалась значительная сила и фехтовальное искусство. Фехтование с тачи включало мощные круговые удары, которые из-за большого веса лезвия приоб­ретали значительную инерцию и делали тех­нику довольно-таки несовершенной. Спешен­ные воины предпочитали использовать дву­ручный хват, так как это обеспечивало луч­ший контроль оружия. Хотя вес меча делал трудным обращение с ним, он мог очень эф­фективно разбивать доспехи.
Катана при ношении просовывался сквозь пояс, режущей кромкой вверх. Это более лег­кое оружие сделало возможным использова­ние новых приемов, которые были последовательно введены в воинские традиции кен-дзюцу и иайдзюцу.

Корейские кузнецы, прибывшие в Японию в конце XVI века, использовали принцип ков­ки сжатием для того, чтобы получить твердую сталь. Такая сталь была твердой на большую глубину и более упругой, чем предшествую­щие материалы.

История

В японском будзюцу рю знания о примене­нии оружия развивались следующим обра­зом: доказавший свое умение боец учил сво­им приемам других членов школы, в которой он занимался. Эти школы существовали из­давна, однако самой старой из них, о которой сохранились исторические подтверждения, является школа Нен рю Йошимото Санасиро, которая была основана в 1350 г. Некоторые мастера меча служили феодалам, другие бродили по стране и учили тех, кто хотел у них учиться. Вероятно, самым известным из них был Цукахара Бокуден (1490-1571), мастер, который путешествовал со свитой более чем в 100 человек.

Полагали, что мечи обладают своей собственной жизнью, и некоторые считались счастливыми, а другие несчастливыми, приносящими горе и нище­ту. Японская воинская этика требовала, что­бы меч никогда не был применен с гневом или злобой.

Мастера, желающие испытать свое уме­ние, посылали вызовы другим известным мастерам. Если вызов принимался, они встреча­лись и бились настоящим оружием. Другие дуэли происходили как результат родовой вражды или как дело чести. Было достаточно просто слегка задеть чей-нибудь находящийся в ножнах меч, чтобы нарваться на дуэль, и некоторые бойцы носили свои длинные мечи так, чтобы сделать такой контакт почти неиз­бежным. Не только другие воины были закон­ным объектом нападения: невооруженные люди тоже могли ожидать, что окажутся сра­женными за такое оскорбление.
Тренировка в использовании меча долж­ным образом означала занятия с настоящим оружием. Ясно, что это было очень опасно, и были придуманы такие формы тренировки, в которых каждое движение было заботливо спланировано. Эти формы были названы Ката, и каждое из них фокусировалось на конкрет­ной серии приемов. Отмечено, что в ряду двух сот или около того школ, функционировавших в течение XVIII века, одна только школа Оно Ха Итто Рю использовала более 100 ката.

В поисках большей реальности занятий был создан деревянный меч, или Бокуто. Это позволяло отрабатывать в паре приемы, которые ранее, с настоящими лезвиями, были слишком опасны. Важно, однако, отметить, что тренировки с бокуто никоим образом не заменяли ката. Если воин хотел достичь мак­симального успеха, были необходимы обе формы занятий. Бокуто начинал применяться больше в дуэлях, уменьшая фатальность схва­ток, хотя он сам по себе был потенциально смертельным оружием. Известный мастер Миямото Мусаси (1584-1645) многих убил сво­им бокуто.

Так как мечом, сделанным из древесины дуба, труднее было убить или покалечить, оказалось, что многие бойцы стали несколько беспечны во время занятий, недостаточно заботясь о контроле степени контакта, ре­зультатом чего были окровавленные головы и тяжело ушибленные руки. В эпоху Эдо (1615-1868) были введены в употребление доспехи в виде железной решетчатой маски, снабжен­ной изнутри мягкими прокладками, нагрудника, сделанного из бамбуковых пластин, зашитых в плотную ткань, щитков на пред­плечьях и запястьях подобной же конструк­ции и подбитого мягким передника. Они из­менились в начале 19 века, когда наручные щитки были заменены рукавицами, и нагруд­ником стала оборачивающая тело подбитая куртка. В современных доспехах эта куртка заменена выгнутым и твердым нагрудником, который заходит назад, чтобы закрыть реб­ра. Бокуто был заменен более легким бамбу­ковым мечом Шинай, который сделал воз­можными более быстрые удары.

Когда эпоха Эдо близилась к завершению, стало ясно, что меч более не является дей­ственным военным оружием. В 1876 году вышел указ, призванный отвергнуть меч, но через год после этого произошло восстание мятеж­ного клана Сацума. Восстание удалось подавить лишь с помощью вызванных армейских частей, вооруженных огнестрельным оружи­ем. Жертва клана Сацума была не совсем напрасной, потому что правительству был ясно продемонстрирован уровень воинского духа. С этих пор упадок в занятиях старым воинс­ким искусством был приостановлен, и в шко­лах и колледжах были введены специальные занятия. В 1912 году различные школы Кендо собрались вместе и пришли к соглашению об установлении пра­вил соревнований в доспехах и с бам­буковыми мечами.

Сегодняшняя практика

Перед поединком КендоЗанятия Кендо происходят в додзё, или в «месте тренировки в пос­тижении пути». Тому, кто занима­ется Кендо - кендоке - необходимо вести себя вежли­во, совершая пок­лон при входе и вы­ходе из додзё, и выказывать уваже­ние к учителю и другим ученикам. Фехтовальные принад­лежности состоят из Шинай, маски (Мен), нагрудника (До), подбитого мягким передника (Таре) и рукавиц (Коте). Форма в Кендо состоит из куртки (Кендоги), широких брюк (Хакама) и головного полотенца (платка) (Тенугуи).
Кендока одевает свои доспехи и находит партнера для занятий. Партнеры стоят друг перед другом примерно в трех метрах, удер­живая шинай в левой руке. Большой палец левой руки наложен на гарду. Двигаясь син­хронно, оба партнера опускаются на корточ­ки, подтягивая при этом свой шинай к себе. Правая рука захватывает шинай сразу за гар­дой, левая держит за нижнюю часть. Затем оба партнера встают и каждый отшагивает назад на полшага левой ногой, одновременно обращая шинай концом клинка к партнеру. Шинай при этом находится в среднем уровне (Чудан камае), острием на высоте грудной клетки.
Вес распределен равномерно на обе ноги, так что можно быстро передвинуться в любом направлении. Ноги скользят по земле, и дис­танция регулируется или обычным шагом, или перемещением правой ноги на полшага впе­ред, после чего к ней приближается левая. При движении назад левая нога отступает назад первой, затем за ней следует правая нога, стоящая впере­ди. Правильная дис­танция между фехто­вальщиками - когда скрещиваются только концы их шинай.

Засчитываемые удары в область голо­вы, рук и тела нано­сятся рубящим движе­нием (Кири), исклю­чая удар в горло, кото­рый наносится прямым ударом (Цуки). Уда­ры в голову использу­ются чаще всего. Они делаются путем под­ъема меча над голо­вой и последующего быстрого опускания, при котором плечи яв­ляются центром вра­щения. Левая рука опускает меч, правая направляет его. После того, как меч минует вертикальное положе­ние, слегка согнутые локти выпрямляются, и перед самым ударом правая рука сильно сжи­мает меч резким движением. Во время удара кендока издает пронзительный крик, извест­ный как Киай. Он означает решение бить сильно.

Когда бы противник ни поднял свой шинай в вертикальное положение, он подставляет свой средний уровень под атаку. Защищаю­щийся держит свой шинай в положении Ка-цуги, или на плече, для того чтобы делать короткие и быстрые движения. Скольжение левой руки вверх к правой в момент удара обеспечивает большее ускорение. Запястья противника становятся уязвимы, если он держит меч под малым углом. Защищающийся вытягивает меч из Чудан камае вперед и ру­бит поперек выставленных запястий.
Пронзающие удары (цуки) делаются с вра­щением рук внутрь или наружу. Наибольшая сила развивается при скольжении вперед с локтями, находящимися в жестком состоя­нии. Такие удары наносятся или вверх по ди­агонали в горло, или горизонтально.

Иайдзюцу и Иайдо

ИайдоИайдзюцу - это японское искусство обна­жения меча (вынимания меча из ножен). Иног­да используется название Батто дзюцу, хотя оно предполагает нанесение удара мечом сразу же после того, как он вынут из ножен. Приемам вынимания и применения меча обу­чали более чем в четырехстах воинских рю, самые ранние упоминания о них найдены в Тенсин Шоден Катори Синто рю.

История

Многие рю исчезли в мирную эпоху Эдо, поскольку значение меча как оружия уменьшилось из-за появления огнестрельного ору­жия. Возможностей обнажить меч на деле стало меньше, так что в практику начали вхо­дить элементы ритуала. Одним из самых ран­них был метод некоторых школ иайдзюцу, ограничивших технику обнажения меча при­емами, выполняемыми из традиционного пол­ожения на коленях. Это было не просто не­удобное положение для того, чтобы быстро вынуть меч; работа сидя была лишь частью гораздо более широкой области. Некоторые школы ограничили обучение еще больше, они вообще игнорировали короткий меч. Однов­ременно с таким сокращением изучаемого материала шло увеличение участников тре­нировки, так как в члены новейшего рю принимались невоенные лица, слепо принимаю­щие все подряд.

Цель тренировки изменилась так, что эф­фективность обнажения меча и поражения при этом противника стала заменяться куль­тивацией спокойствия, воинского сознания, в которое не вторгаются никакие мысли о себе для того, чтобы нарушить процесс не-логического (интуитивного) действия.

Приемы

Элементы иайдзюцу могут быть суммиро­ваны в четырех действиях, первым из которых является вынимание меча, или Нукицуке.
При его выполнении необходимо принимать во внимание исходную позицию, относительное положение рук и скорость, с которой кли­нок вынимается из ножен. В норме нукицуке должно ускоряться по ходу движения так, что­бы вынутый из ножен меч имел достаточную энергию, чтобы поразить противника.
Второй элемент - Кирицуке, рубящее действие. Меч или погружается в противника, или рубит его, используя вынимание лез­вия из ножен. Эффективное рубящее дейст­вие требует совершенной техники, и этому действию учили путем рубки бамбуковых шестов или мешков с соломой в упражнении, известном как Тамешигири. На земле устанавливали ряд шестов на определенном рас­стоянии друг от друга, и мастер делал серии быстрых, перетекающих друг в друга ударов по ним. Слабое движение сбивало шесты с земли, или же их не удавалось срезать чисто.
Третьим элементом иайдзюцу является Чибури, или удаление крови с лезвия. Это достигается вытиранием куском бумаги или ткани. Кровь оказывает очень сильное корродирующее действие на стальное лезвие, ко­торое должно быть очищено сразу же после применения.
Наконец, меч должен быть снова вложен в ножны действием, известным как Ното. Это медленное и взвешенное движение, во время которого воин остается в состоянии высокой концентрации, или Занчин. В тре­нировках иайдзюцу применяются длинные и короткие мечи, так как и те, и другие использова­лись классическими воинами, и в ситуациях, когда применение длинного клинка было не­возможным, короткий меч всегда был наго­тове.
Рассматривались различные открытые по­зиции для быстрого вынимания меча, и двумя самыми употребимыми были позиция стоя и позиция на одном колене. Обе эти позиции оставляли длинный меч свободным для быс­трого вынимания из ножен.

Справочник по воинским ис­кусствам:
Mitchell D. «The Complete Book оf Martial Arts»
L.: Hamlyn, 1989

Смотрите также




Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.52)
Автор: maxim, 23.06.2009 - 00:00:00