Каратэ

Каратэ вырабатывает преданность, храбрость и другие качества, свойственные воинам. Но оно не смогло бы просуществовать столь долго, если бы было только комплексом приемов борьбы, а не чем-то большим. Его жизнеспособность проистекает из органичного слияния технических приемов и Пути, которым следует Дух. По этой причине Каратэ должно расцениваться не столько как воинственное искусство, используемое для поражения врага, сколько как средство саморазвития в физическом и духовном смысле. В целом же Каратэ следует рассматривать как путь и средство самосовершенствования.

Ояма Масутацу

Немного истории

КаратэКаратэ – искусство защиты и нападения, попало в Японию с Окинавы, где оно на протяжении многих веков формировалось путем слияния собственно окинавских техник единоборства с приемами, попадавшими на остров с материка - с Корейского полуострова и из Китая.

В китайских литературных источниках упоминания об искусстве ведения боя ногами и невооруженными руками встречаются еще в VII веке до нашей эры. Однако считается, что расцвет воинских искусств наступил в VI веке нашей эры, после пришествия из Индии в Китай монаха Бодхихармы, первого патриарха буддизма в Китае. Бодхихарма, в Японии известный как Бодай-Дарума, соединил существовавшие до него приемы борьбы с техникой и философией йоги, требовавшей от бойца осмысления своих действий, и постулатами буддизма, который в Китае слился с даосизмом и трансформировался в дзэн-буддизм. Йогические и дзэнские медитативные техники позволяли бойцу, владеющему приемами боя, достичь такого состояния, при котором он мысленно как бы сливался с противником и мог спонтанно и максимально адекватно реагировать на все его движения.

В 1372 году король Рюкю Сацудо признал вассальную зависимость от Китая, и на Окинаву прибыли китайские колонисты, которые стали обучать местное население основам мореплавания, книгопечатания и ремесел. Они же познакомили островитян с китайскими боевыми искусствами, в частности с искусством рукопашного боя цюаньфа (цюань по-китайски «кулак», фа – «закон», «способ»). По-японски это слово звучит как «Кэмпо». Китайская техника цюаньфа соединилась с существовавшими на острове местными техниками единоборств, что и послужило основой для формирования окинавского Кэмпо. Толчком к его развитию послужили запреты на ношение оружия для всех, кроме высших феодалов и королевской дружины. Окинавские крестьяне, оказавшиеся безоружными перед произволом солдат и чиновников, начали искать спасения через овладение техникой боя без оружия. После того как Окинава была завоевана Японией, на острове была проведена «Охота за мечами». Утаившие холодное оружие крестьяне, горожане и монахи подлежали смертной казни. На всю деревню оставляли лишь один нож для разделки туш, и тот тщательно охраняли, а выдавали его только под расписку, кузницы же закрывали, чтобы исключить возможность производства оружия.

Для оказания сопротивления вооруженным солдатам население Окинавы начало объединяться в тайные общества, занимавшиеся изучением Кэмпо, которое на островах получило название «окинава-тэ» («окинавская рука, окинавский кулак»). Техника окинава-тэ держалась в тайне от властей, и за ее раскрытие предателю полагалась смерть. Чтобы выжить в схватке с хорошо вооруженными солдатами, повстанцы вынуждены были превращать в оружие свои руки и ноги. Это достигалось суровыми тренировками. Коленями, ступнями, локтями и кулаками на тренировках часами били по макиваре - плотно перевитому снопу соломы, прикрепленному к амортизирующему шесту или доске. Пальцы ладоней втыкали в ведро фасоли, которую спустя месяцы тренировок заменяли на песок или мелкую гальку: со временем такой рукой-копьем можно было проткнуть конское брюхо и даже доспехи воина.

Исполнение ката представляет собой медитацию в движении. В каждой из школ Каратэ существуют десятки и даже сотни ката, однако тот же Фунакоси считал, что лучше хорошо освоить одну-две ката, чем плохо - десяток.

Термин «Каратэ» («китайская рука») был введен в обращение в XVIII веке неким Сакугавой из окинавского местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньский стиль единоборства, он основал частную школу Каратэ-но Сакугава.

В начале XX века окинавец Гитин Фунакоси, считающийся «отцом» современного японского Каратэ, предложил для написания названия усовершенствованного им боевого искусства омоним со значением «пустая рука», то есть невооруженная рука.

К началу XX века Каратэ уже входило в обязательную программу подготовки личного состава японской армии. После русско-японской войны, подтвердившей ценность Каратэ, Гитин Фунакоси с группой единомышленников начал пропаганду Каратэ сначала на Окинаве, а затем и в Японии.

В 1924 году Гитин Фунакоси открыл первый публичный клуб Каратэ в токийском университете Кэйо, и постепенно созданный Фунакоси стиль Сёто-кан стал классическим стилем современного Каратэ. После второй мировой войны Каратэ стало еще более популярным, в нем ярче обозначилось разделение на спортивное и традиционное направления. Раскол не обошел стороной и Сёто-кан. Сторонники спортивного направления развития Каратэ в 1957 году создали Японскую ассоциацию Каратэ.

В 70-х годах от нее отделилась группа мастеров, которые своей целью поставили возвращение к истокам, сохранение и постижение мистической природы Каратэ. Для обеспечения безопасности во время поединков удары либо наносятся не в полную силу (ограниченный контакт), либо используются защитные средства типа специальных перчаток и щитков. Впрочем, как считают некоторые мастера Каратэ, для постижения духа Каратэ вовсе не обязательно лупить друг друга изо всех сил. Понять сокровенный дух Каратэ помогает отработка ката - формальных упражнений, в которых собраны приемы нападения и защиты. Исполнение ката представляет собой медитацию в движении. В каждой из школ Каратэ существуют десятки и даже сотни ката, однако тот же Фунакоси считал, что лучше хорошо освоить одну-две ката, чем плохо - десяток. Основное оружие Каратэ - блоки защиты от ударов и удары руками и ногами, которые наносятся согласованно с дыханием (на выдохе). Многообразие стилей Каратэ обусловлено особенностями их создателей. Высокий и сильный Ояма Масутацу, кореец по происхождению, создал стиль Кёкусинкай, в котором много изощренных ударов ногами и прыжков (родство с корейскими стилями). Для более классических стилей (типа Вадо-рю) характерны короткие точные удары руками и ногами.

Можно сказать, что есть два типа Каратэ: Скорость + Ловкость и Сила + Устойчивость. Когда же речь заходит о школах и стилях, надо понимать, что стиль есть магистральное направление, имеющее характерные черты и объединяющее много школ и мастеров.

Для определения уровня мастерства занимающийся Каратэ сдает экзамены, по результатам которых на первых этапах ему присваиваются разряды кю (от восьмого или шестого до первого) и выдаются цветные пояса, разные в различных школах: белый, желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий, коричневый. После получения черного пояса сдаются экзамены на степени - Дан.

В 1957 году была создана Всеяпонская федерация Каратэ-до, в 1959-м - Европейский союз Каратэ, а в 1970-м - Всемирная объединенная организация Каратэ, которая с 1985 года представляет интересы Каратэ в Международном олимпийском комитете. В настоящее время во всем мире Каратэ занимается более 20 миллионов человек.

Школы и стили

КаратэВ мире сегодня существует множество больших и малых школ Каратэ. В основе всех этих школ лежит тэ - техника рукопашного боя простолюдинов Окинавы - лаконичная, рациональная и бескомпромиссная. Можно сказать, что часть современных мастеров - продолжатели традиций Каратэ, которое практиковалось в местности вокруг города Сюри – Сюри-тэ, а другая их часть – наследники мастеров, живших в районе Наха - Наха-тэ.

Методики обучения, техника исполнения, психофизический тренинг - все это в общих чертах схоже; различия появились из-за личных предпочтений мастеров, любимых техник, телосложения и т.д. Хотя в этом, в гораздо большей степени, виноваты их ученики, которые восприняли индивидуальные особенности каждого мастера как догму.

Разделение на «жесткие» и «мягкие» школы также очень условно, ибо в каждом движении Каратэ есть и жесткость и мягкость, движение и покой, напряжение и расслабление. Нет чисто «жестких» или каких-либо других стилей, а есть характерные особенности исполнения в целом достаточно схожих технических действий: цуки, гери, таи-сабаки, учи...

Так что, несмотря на различия между школами, общего у них гораздо больше, что и позволяет говорить о достаточно целостном явлении - японском Каратэ. В конечном счете, современное японское Каратэ - есть детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное их японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

Сегодня существуют две ветви развития современного японского Каратэ.

Окинава и исторически, и географически всегда тяготела к Южному Китаю, в отличие от Японии, где всегда было сильнее влияние Северного Китая, Маньчжурии и Кореи. Таким образом, можно сказать, что есть два типа Каратэ: Скорость + Ловкость и Сила + Устойчивость. Когда же речь заходит о школах и стилях, надо понимать, что стиль есть магистральное направление, имеющее характерные черты и объединяющее много школ и мастеров, например Сётокан, Киокусинкай, Годзю-рю, Сёрин-рю и т.д.

Публикация в газете:
"Спорт + TV" № 9, Специальный выпуск

Смотрите также




Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.71)
Автор: Irina, 07.08.2009 - 00:00:00