Вадо-рю Каратэ-до

Оцука

Вадо-Рю«Путь мира». Один из четырех крупнейших стилей японского Каратэ-до. На эмблеме стиля изображен белый голубь, а над ним - фронтальное изображение сжатого кулака.

Создан в 1939 году Хиронори Оцукой (1892-1982), врачом по профессии. Он начал заниматься Дзю-дзюцу с шести лет под руководством своего отца, Оцука Токудзиро. В 1905 году, в возрасте 13 лет, поступил в школу дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-рю, к мастеру Накаяма Тацусабуро-Екиеси. В 1921 году мастер Накаяма вручил 29-летнему Оцуке «мэнке-кайдэн» (свидетельство о завершении полного курса обучения) и объявил его своим официальным преемником.

С 1922 года Оцука начал изучать Каратэ Сётокан под руководством Фунакоси Гитина (1869-1957), чьим помощником он стал три года спустя. Параллельно он стал учеником Мотобу Теки (1871-1944), который, в отличие от сенсея Фунакоси, больше внимание уделявшего изучению «ката», основной акцент делал на кумитэ. Системы Фунакоси и Мотобу были полностью противоположны, вследствие чего Оцука постепенно пришел к идее создания собственной системы, на основе Мотобу-рю, Сётокан и Синдо-Ёсин-рю. В 1934 году Оцука создал первую независимую ассоциацию Каратэ.

В 1939 году, по просьбе Бутоку-кай и под воздействием националистических идей, он объявил о создании «первого, чисто японского стиля Каратэ», которому дал название: «Вадо-рю-кэнпо» (тем самым он как бы узаконил в глазах общественности то, что фактически сделал пятью годами раньше).

Воспитанный в классических традициях Бу-дзюцу, школы Дзю-дзюцу Синдо-Ёсин-Рю, Оцука по-своему реализовал свой взгляд на воинские искусства и Каратэ-до – в частности. Очень четко прослеживается влияние Дзю-дзюцу на технику и тактику. Это, пожалуй, самый «японский» стиль Каратэ-до из всех. Недаром Оцука первым был удостоен звания «ханси» на высшем государственном уровне.

Оцука отказался от бескомпромиссной жесткости и лаконичности стиля Фунакоси, свойственной, кстати, окинавскому Каратэ. Он также отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил.

Главный смысл тренинга в Вадо-Рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, но в развитии определенного состояния разума (мидзу-но-кокоро, му-син). Чрезвычайно важен разум живой, реагирующий на окружающий мир интуитивно, без колебаний, в любой экстремальной ситуации. Адепт обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми.
Оцука сделал акцент, прежде всего, на духовность. Вадо-Рю, в первую очередь, духовная дисциплина: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии.

Изучение формальных упражнений, базовой техники, связок, различные формы обусловленного спарринга и свободный бой составляют основу тренинга системы Вадо-Рю. Стойки более высокие и подвижные, много уклонов и уходов. Много блоков выполняемых дзедан, в отличие от большинства стилей окинавского и японского Каратэ, где эти блоки выполняются на среднем уровне. Нет жестких блоков, но очень много отводящих и протягивающих. Все удары и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (таи-сабаки), что служит не только усилению атаки, но и позволяет избежать возможной синхронной контратаки.

Известно, что при попадании во вращающуюся цель сила удара как бы «размазывается» по большой поверхности, что резко снижает его эффективность. Вращательные движения корпусом - характерная черта стиля Вадо-Рю. Оцука заимствовал технику уходов корпусом из Дзю-дзюцу. Спарринг изобилует большим количеством финтов и отвлекающих движений.

Х. Оцука вернул прежнее название ряду базовых ката, и они вновь стали называться Пинан 1 -5, Пассай.
Другие ката, изучаемые в Вадо-Рю: Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсан, Чинто, Дзюттэ, Нисэйси, Рохай.

После смерти мастера Хиронори, школу и ассоциацию Вадо-рю возглавляет его старший сын, Оцука Дзиро (родился в 1934 году). Виднейшие мастера стиля: Сигиура Кэнго; (8-й Дан), Дайтиро Аидзава, Накоити, Сасаки, Татсуо Судзуки, Дозари Йосиаки (8-й Дан), Шиомитсу Масафуми, Шунсукэ Янагита (8-й Дан), Катсуми Хакоиси (8-й Дан), Сейджи Нисимура (6-й Дан).

Публикация в газете:
"Спорт + TV" № 9, Специальный выпуск

Смотрите также




Материал сайта Aikido.ru (http://aikido.ru/p/content/content.php?content.74)
Автор: Irina, 06.08.2009 - 20:00:00