Автор | Сообщение |
---|---|
Сообщений: 4 | Предлагаю обсудить тему, к которой О-Сенсей обращался регулярно, но которой, в литературе и на форумах уделяется, на мой взгляд, недостаточное внимание. Для затравки попробую изложить свое мнение по теме. О-Сенсей говорил (в интервью) и писал написал(а) ... По моему мнению Айкидо можно назвать единственным правильным боевым искусством. Причина этого кроется в том, что в основе Айкидо законы мироздания.Его принципы - это законы гармонии и равновесия во всех элементах. Айкидо было рождено в соответствии с принципами и закономерностями Вселенной. Каждая техника боевого искусства должна соответствовать истине Вселенной. Техники Айкидо представляют принципы Вселенной и сущность Вселенной. Поскольку основанная на ошибочных представлениях тренировка противостоит истинности Вселенной, она сама по себе вызывает трагические последствия и разрушительные действия. т.е., Айкидо и все его аспекты (философия, техники, методика, тактика и др.) должны соответствовать законам Вселенной. Логично также, на мой взгляд, предположить, что то, что не соответствует этим законам, не является Айкидо. Так что же это за законы? Как известно, изучает и трактует всеобщие законы развития Природы (Вселенной) философия. Поскольку М.Уэсиба жил на Востоке и понятия Ай, Ки и До являются понятиями восточной философиии, то, надо полагать, что при создании Айкидо он руководствовался законами Вселенной, как их трактует восточная философия. Основным законом Вселенной с точки зрения восточной философии является закон Гармонии Ки. Но прежде чем говорить о гармонии Ки, необходимо определиться, что такое Ки. К.Тохей писал написал(а) ... Сначала был хаос. Хаотическое состояние до того, как Вселенная обрела форму, мы и называем Ки. Пыль хаоса постепенно оседала, образуя Солнце, Землю, Луну и звезды. Всё великое множество вещей, которое мы видим вокруг, сделано из Ки, и, когда предметы утратят свою форму, их элементы вернутся в Ки. Мы говорим, что все сущее произошло из Ки. В зависимости от того, во что мы верим, мы называем то, что дает начало миру, Богом, или Буддой, или Акуа, или каким-либо другим именем — таким, как сила, энергия, субстанция или эманация. Это — глубинное значение Ки. т.е., в широком смысле Ки - то, из чего состоит все сущее. В восточной медицине и в восточных БИ используется более узкое понимание Ки - как части общей КИ, циркулирующей во Вселенной и в теле человека (или другого живого организма) и обуславливающей возникновение и поддержание жизни (жизненная сила, ци, прана и т.п.). Существуют методики, позволяющие обучить человека управлению собственной Ки. Подчеркивая значение Ки при изучении Айкидо, К.Тохей писал написал(а) ... Это то, что прежде всего должен знать всякий, кто хотел бы заниматься Айкидо. Идти через движения Айкидо без знания Ки — всё равно что готовить блюдо без приправы: у него будут форма и внешний вид, но оно ни солоно, ни сладко. Не может быть истинного понимания Айкидо без Ки. Ки неоднородна. Она состоит из нескольких составляющих, каждая из которых обладает определенными свойствами. В восточной философии эти составляющие символизируются Пятью Первоэлементами (или Шестью стихиями): Дерево (Ветер), Огонь (Тепло, Жар), Земля (Влажность), Металл (Сухость), Вода (холод). Каждая из этих составляющих имеет два взаимно противоположных и взаимно обусловленных начала (составляющие) - Инь и Ян. Все эти составляющие находятся в постоянном противоборстве и взаимодействуют между собой (соответственно) по законами Пяти Первоэлементов и законом Инь-Ян. Таким образом, гармония Ки - это динамический баланс равных составляющих Ки. Эталоном гармонии Ки является Вселенная. Все составляющих Ки содержатся во всех элементах сущего (от элементарных частиц до Вселенной) в разной мере и разных соотношениях и, соответственно, в разной мере наделяют их присущими каждой из составляющих качествами. Мера и соотношение составляющих Ки, содержащихся в каждом элементе Вселенной характеризуются т.н. энергетической конституцией, , т.е. энергетическая конституция однозначно определяет материальные и духовные качества всех элементов сущего. Бесконечность комбинаций мер и соотношений составляющих Ки (энергетических конституций) обуславливает бесконечное разнообразие всего сущего. Борьба между энергиями и их составляющими является движущей силой всех процессов, происходящих в материальном мире, в обществе, в духовной сфере. Ки (энергетические конституции) элементов Вселенной постоянно взаимодействуют между собой (непосредственнно и дистанционно, материально и физически) в соответствии с законами Пяти Первоэлементов и Инь-Ян, что приводит к изменению их исходных энергетических конституций. В соответствии с законом Гармонии Ки всегда стремиться к гармонии. Благодаря действию этого закона Вселенная не осталась в виде хаотической смеси элементарных частиц, а эволюционировала в гармоничную систему планет и галактик. На Земле, как наиболее гармоничной планете Солнечной системы, появилась жизнь и, в конечном итоге, человек. По словам О-Сенсея написал(а) ... ...хотя земля и небо (в физическом их понимании) уже достигли состояния совершенства и остановились в своей эволюции, человечество (и в частности японцы) кажется, находятся в состоянии сдвига. Во-первых, мы должны изменить эту ситуацию. Реализация этой миссии является путем эволюции человечества. т.е., он считал, что Вселенная уже достигла гармонии, а человечество все еще находятся в состоянии дисгармонии. А в дисгармонии человечество может натворить много бед. Доказательством тому войны, атомные бомбардировки Японии и количество накопленного оружия массового поражения. Поэтому М.Уэсиба писал написал(а) ... Миp всегда будет изменяться, но битвы и войны могут уничтожить нас всех до единого. Сейчас нам нужны техники согласия, а не техники споpа. Сейчас тpебуется Искусство Миpа, а не Искусство Войны. Мы должны бороться за мир без конфликтов и отчаяния. Вот истинная причина наших занятий Айкидо. Эти два фактора (отклонение вектора эволюции человечества от вектора эволюции Вселенной и желание предотвратить самоуничтожение человечества и установить мир на планете) и сподвигли, на мой взгляд, М.Уэсибу на создание философии Айкидо (Пути гармонизации Ки) и инструмента ее реализации - БИ айкидо, которые он назвал Искусством Мира. С точки зрения восточной философии (и медицины) причиной конфликтов и войн является агрессия. Агессивность человека является следствием нарушения его гармонии, в частности, избытка в его энергетической конституции факторов (энергии) Ян Дерева (Ветра). Если устранить этот избыток (гармонизировать человека), то он перестанет проявлять агрессию. М.Уэсиба создавал БИ айкидо таким образом, чтобы человек, занимающийся им в соответствии с принципами и целями, вытекающими из философии айкидо, гармонизировался сам, а затем гармонизировал свое окружение. Чем больше людей будет заниматься айкидо, тем больше будет в мире гармоничных (неагрессивных) людей, тем больше будет приниматься гармоничных решений, тем скорее вектор эволюции человечества сместиться в сторону гармонии и на земле установится мир. Исходя из названия (Айкидо), чтобы быть в Пути, айкидока (человек, знающий, понимающий и принимающий философию айкидо) должен всегда действовать в направлении повышения гармонии (уменьшения дисгармонии). Конфликты, поединки, причинение увечий и страданий (не говоря уже об убийстве) нарушают гармонию Ки человека, а, поскольку он является частью Вселенной, то и Вселенной, т.е., противоречат закону Гармонии. Следовательно, для Айкидо М.Уэсибы такие действия неприемлемы. О-Сенсей писал написал(а) ... Причинить вред противнику - значит причинить вред себе. т.е., причиняющий вред не только нарушает гармонию других людей, но и нарушает свою гармонию, действует вопреки закону Гармонии. Поскольку все другие БИ разрешают конфликты путем причинения противнику вреда (его уничтожения или выведения из строя), человек, занимающийся параллельно с айкидо другими БИ, не является айкидокой, подобно как человек, вкушающий мясо, не является вегетарианцем. Какими же принципами и целями должен руководствоваться айкидока, чтобы БИ айкидо выполняло свою гармонизирующую функцию? К сожалению,О-Сенсей не оставил перечня принципов и целей, пригодных для повседневного применения. Его ученики и их последователи предлагают свои принципы и цели айкидо, но, на мой взгляд, принципы и цели айкидо М.Уэсибы содержаться в его трудах и высказываниях. Так, О-Сенсей писал написал(а) ... Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности. ...айкидо служит спасению жизни человека, в том смысле, что оно позволяет избежать увечья. Уважение к жизни человека — ключ к пониманию айкидо. Цель Айкидо - создать разумный и логичный мир. На этом основании я делаю вывод, что основными принципами БИ айкидо, вытекающими из закона Гармонии, являются принципы гуманизма (от лат. humanus - человечный) - уважение к жизни и правам человека, и рационализма (от лат. rationalis - разумный) - минимальные энергозатраты при максимальной эффективности. Многим эти принципы могут показаться достаточно абстрактными. Поэтому О-Сенсей их конкретизировал. Он писал написал(а) ... Ищущие единоборства совершают смертельную ошибку. Бить, разрушать, причинять увечья - это тяжелейший грех, который может совершить человек. Настоящий Путь Воина заключается в том, чтобы предотвращать избиение. Сдерживать агрессию без причинения вреда и есть Искусство Мира. т.е., из принципа гуманизма вытекает принцип непричинения вреда, как физического, так и морального. Причем, был ли причинен вред, определяет тот, на кого было направлено воздействие. М.Уэсиба также писал и говорил (в интервью) написал(а) ... В Искусстве Мира нет атаки. Если ты нападаешь, это означает, что ты не владеешь собой. В Айкидо абсолютно нет атак. Если вы атакуете, значит вы уже потеряли дух Айкидо. Мы придерживаемся принципа абсолютного непротивления, другими словами мы не противостоим атакующему. Искусство Миpа - это непpотивление. В Айкидо вы никогда не противостоите силе атакующего. Из этих слов следует, что принципами БИ айкидо являются принцип отсутствия атаки (ненападения) и принцип несопротивления. Как атака, так и сопротивление могут травмировать противника и являются весьма энергозатратными, чем противоречат принципам гуманизма и рационализма. О-Сенсей говорил написал(а) ... В Айкидо мы полностью используем силу противника. Чем большую силу прикладывает противник, тем легче нам. т.е., принципом айкидо, вытекающим из принципа рационализма, является принцип максимального использования силы противника. Использование силы противника применяется и во многих других БИ, но только в айкидо оно возведено в ранг принципа. А чтобы противник всегда применял силу, айкидока должен уметь удерживать ма-ай - минимальную дистанцию, на которой противник не может его достать, не применив силу (не придав ускорение своему центру тяжести). Умение поддерживать ма-ай позволит айкидоке не реагировать на движения рук и ног противника, а реагировать только на движение его корпуса (центра тяжести), который движется намного медленнее. Справедливо, на мой взгляд, и обратное утверждение: чем меньшую силу применяет противник, тем нам тяжелее. А если противник не применяет силы (не придает ускорение своему центру тяжести), то нам максимально тяжело и для выполнения техник требуется применение максимальной силы, болевого или атэми. Но эти действия противоречат принципам гуманизма и рационализма (и вытекающим из них принципам), следовательно, айкидо не являются. М.Уэсиба писал написал(а) ... Если ты центрирован, то можешь двигаться свободно. Физический центр - это твой живот; если там же сосредоточен твой ум, тебе обеспечен успех в любом предприятии. т.е., принцип центрирования также является принципом айкидо. Очевидно, что человеком, выведенным из равновесия, управлять легче, чем человеком, находящимся в равновесии. Поэтому из принципа рационализма вытекает принцип выведения из равновесия (кудзуси), суть которого заключается в использовании для выведения из равновесия силы противника и удержании его в этом состоянии до завершения техники. О-Сенсей писал написал(а) ... Когда тебя атакуют, объединяй верхнюю, среднюю и нижнюю части своего тела. Руки, ноги и бедра должны действовать как единое целое. т.е., рекомендовал объединять силу всех частей тела, следовать принципу концентрации силы. Из принципа рационализма вытекают также принцип минимальных энергозатрат, принцип кругового движения , принцип непрерывности и равномерности при выполнении техник ("Ки-но-нагарэ"- Ки как поток). Принципами айкидо могут быть и другие принципы, соответствующие принципам гармонии, гуманизма и рационализма, так и принципам более низкого уровня и способствующие их реализации. Что касается целей БИ айкидо, то О-Сенсей писал написал(а) ... Путь Воина заключается в том, чтобы устанавливать гаpмонию. Айкидо, которое я практикую, это конструктивный путь, путь создания истинно человеческих существ. Сдерживать агрессию без причинения вреда и есть Искусство Мира. т.е., целью БИ айкидо является формирование гармоничной личности, способной сдерживать агрессию без причинения вреда. Но как сдержать агрессию без причинения вреда? В других БИ агрессия сдерживается путем выведения противника из строя или его уничтожения. Айкидо не может себе этого позволить, поскольку такие действия противоречат его принципам и целям. Поэтому воздействие в айкидо М.Уэсибы направлено не на физическое тело противника, а непосредственно на причину агрессии - дисгармонию Ки человека определенного вида - в основном на избыток энергии Ян Дерева (Ветра). Дисгармония устраняется в соответствии с законами ИНь-Ян и Пяти Первоэлементов путем воздействия на противника на психическом, эмоциональном и физическом уровнях факторами, снижающими этот избыток до безопасного уровня (когда агрессия перестает проявляться). Так, например, гармонизация противника на физическом уровне производится по закону Инь-Ян и заключается в Инь-воздействии (в переведении противника в более иньское физическое состояние путем понижение его центра тяжести и ограничения подвижности), в идеале - в удержании его в максимально иньском положении (лежа неподвижно животом на земле) в течение времени, пропорционального уровню агрессии. Именно таким удержанием заканчиваются некоторые техники айкидо. О-Сенсей писал написал(а) ... Секрет Айкидо в том, чтобы слиться в гармонии с движениями Вселенной и привести себя в согласие с самой Вселенной. Искусство Миpа не полагается на оpужие или гpубую силу; вместо этого мы пpиводим себя в гаpмонию со Вселенной, поддеpживаем миp в наших сфеpах, пестуем жизнь и пpедотвpащаем смеpть и pазpушение. Идея гармонизации со Вселенной является квинтэссенцией Айкидо. Но, поскольку понятие "гармония" для людей, не знакомых с основами восточной философии, является весьма абстрактным, а также в силу ряда других причин, в современном айкидо эта идея осталась разве что в названии. Так в чем же смысл гармонии со Вселенной? В восточной философии жизненный путь человека, имеющего цель достичь гармонии со Вселенной, называют "До" (Дао). Как я писал выше, Вселенная является эталоном гармонии, т.е. составляющие ее Ки равны и находятся в динамическом равновесии (балансе), поскольку нет оснований считать, что изначально составляющие ее Ки были не равны (аксиома). С точки зрения восточной философии (и медицины) гармония Ки человека является условием его оптимального существования. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям, адекватным виду дисгармонии. При значительной дисгармонии человек умирает. С другой стороны, чем более человек гармоничен, тем лучше у него здоровье, тем более полно раскрываются его положительные качества и проявляются потенциальные способности, заложенные Природой ("раскрывается его мудрость"). При полной гармонии соотношение составляющих Ки человека (его энергетическая конституция) становится тождественным соотношению составляющих (энергетической конституции) Ки Вселенной (в данный момент времени и в данной точке пространства), происходит некий резонанс их энергетических конституций, который проявляется чувством беспредельного интуитивного знания на фоне ощущения своего единства с окружающим миром, со всей Вселенной, невыразимого счастья и душевного покоя, которое в восточной философии называется сатори (просветлением). Известно (Д.Стивенс), что М.Уэсиба достигал сатори три раза. Но гармонизация человека в Айкидо - не самоцель, а способ максимальной реализации потенциала человека для использования его возросших способностей на благо общества, ради скорейшей реализации целей философии Айкидо. Если люди будут (в той или иной степени) гармоничны со Вселенной, то, очевидно, они будут гармоничны по отношению друг к другу, а, значит, между ними не будет конфликтов и противоречий, которых нельзя разрешить мирным путем. Возможно сейчас кому-то восточная философия кажется архаичной, а учение Основателя (философия Айкидо), созданное на ее основе, утопическим. Но тот факт, что за несколько тысяч лет своего существования восточная философия не исчезла и в основе своей принципиально не изменилась, что ей следует существенная часть человечества говорит о том, что рациональное зерно в ней все-таки есть. И М.Уэсибу знают и ценят во всем мире не за разработку техник айкидо (подобные техники имеются и в других БИ), а за создание уникальной гуманистической философии Айкидо. БИ айкидо создано на ее основе и при занятиях им вне ее контекста оно теряет смысл и превращается в одно (и далеко не самое эффективное) бу-дзюцу в ряду многих других бу-дзюцу. Я, конечно же, не претендую на истину в последней инстанции, но именно такое представление об Айкидо М.Уэсибы сложилось у меня в результате занятий (с 1995 г.) разными стилями айкидо и плотного изучения (с 2004 г.) наследия М.Уэсибы и всего, что касается Айкидо. Я готов прислушаться к конструктивной (основанной не только на собственном понимании здравого смысла) критике и ответить на заинтересованные вопросы. |
Наверх | Sun Aug 11 2013, 05:52AM |
Сообщений: 44 | Какое то время, учителем физики у нас был Безменов Б.Б., человек униеального ума и эрудиции. В последствии он стал преподавателем С-Пб духовной академии и священником. Так вот, однажды он принес на урок альбом с иконами. Он предложил нам сделать выражение лица таким, как на иконах. Естественно, что мы не смогли, по другому это достигается. Далее тому, кто хоть отдаленно приблизился по выражению лица к изображению на иконе, он предложил сказать какое-нибудь слово, каким мы обзывали друг друга. Никто не смог не изменив лица сделать этого. Т.е. даже просто приблизив выражение лица к изображению на иконе, невозможно сделать плохой поступок. А истино верующие люди, независимо от религии, которую они исповедуют, имеют такие лица. Вот и приход к сатори. И М.Уесиба пришел к своему учению через религию. Еще как пример, ученые из различных областей науки, достигнув определенного уровня, имеют тоже одинаковые лица. Я имею ввиду выражение лица, состояние. Так может быть нам изучить то, что нам ближе. Свои "корни", историю своего народа, на чем основывалась его духовность, в зависимости от национальной принадлежности занимающегося. Затем свои "родовые корни", своих предков и родственников. И только после этого встраивать учение М.Уесибы в свою концепцию жизни.? Меня всегда удручали люди, которые "японистее самих японцев". Я предлагал им в положении "сейза" просидеть несколько часов, что для японцев не составляет никакого труда. Мы даже просто физиологически устроены по другому. Поэтому перенимать чужое надо с оглядкой на свое. Я не соглашусь с автором с тем, за занимаясь параллельно другим Б.И. перестаешь быть айкидоком. Мне кажется, что автор тем самым упрощает учение М.Уесибы. Если его учение можно распространить на все аспекты жизни, то почему нельзя распространить на другое Б.И.? Каратист или боксер может просто уходить от атак нападающего, в краинем случае блокируя его удары, изматывая последнего. А что мешает дзюдоисту сделать бросок, подстраховывая при падении нападающего и сделав удержание, удерживать его до прекращения агрессии? На семинарах же уделять этому время невозможно по причине ограниченного количества этого времени, да и по возможности восприятия занимающимися этой информации (ведь каждый имеет различный уровень информации по этой теме). А теперь я хочу поблагодарить автора за то, что он поднял такую тему, заставил еще раз задуматься глубже о том, чем мы занимаемся, да и вообще как живем. И высказывая свое мнение, я так же не претендую на его правильность. Это просто мнение человека. С уважением. [ Редактирование Sun Aug 11 2013, 12:15PM ] |
Наверх | Sun Aug 11 2013, 12:07PM |
Сообщений: 4 | Здравствуйте, Сергей! Спасибо за искреннее и заинтересованное сообщение. Попробую прокомментировать со своей точки зрения затронутые Вами вопросы. sergey написал(а) ... И М.Уесиба пришел к своему учению через религию. Хотя общеизвестно, что М.Уэсиба был глубоко верующим человеком, это утвержение не кажется мне очевидным. Его ученик Х.Исояма вспоминал написал(а) ... Дело в том, что он был горячим сторонником религии Омото-кё, но несмотря на это, он никогда не говорил своим дэси, что они должны стать сторонниками этой религии также. т.е., религиозные воззрения М.Уэсибы были его личным делом и никоим образом не являются элементом Айкидо. К.Тохей, описывая жизнь М.Уэсибы, писал написал(а) ... Он стучался в двери известных храмов и изучал философию. т.е., он изучал не только религию, но и философию. Очевидно, что М.Уэсиба неоднократно сталкивался с вопросами о роли религии в Айкидо, почему и писал написал(а) ... Когда кто-нибудь спрашивает, взяты ли мои принципы Айки Будо из религии, я отвечаю "нет". Мои принципы истинного Будо просвещают религии и ведут их к совершенству. т.е., айкидо создано на основе законов Вселенной и если бы религии следовали этим законам в полной мере, они были бы еще совершеннее. М.Уэсиба (на смертном одре) завещал написал(а) ... Айкидо предназначено для всего мира. В нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем. Создавая Айкидо для всего мира, мог ли он включить в него какие либо элементы восточных религий? Очевидно, что нет, так как это стало бы значительным препятствием для распространения Айкидо по всему миру. М.Уэсиба это понимал и учитывал. Он писал написал(а) ... В Айкидо, которым я занимаюсь, есть место каждому из восьми миллионов богов, и я взаимодействую с каждым из них. Великий Дух Айки объединяет всё Божественное и просветлённое, которое есть в каждой земле. т.е., Айкидо не противоречит ни одной из существующих религий (восемь миллионов в Японии традиционно обозначает бесконечное множество). sergey написал(а) ... Так может быть нам изучить то, что нам ближе. Свои "корни", историю своего народа, на чем основывалась его духовность, в зависимости от национальной принадлежности занимающегося. Затем свои "родовые корни", своих предков и родственников. И только после этого встраивать учение М.Уесибы в свою концепцию жизни.? Поэтому перенимать чужое надо с оглядкой на свое. На мой взгляд, такая постановка вопроса была бы актуальной лет тридцать-сорок назад, когда восточные БИ только начали проникать в СССР, а сейчас поезд уже ушел, восточные БИ распространились как в России, так и по всему миру. Сейчас, на форуме НСАР, на мой взгляд, более актуален вопрос:"Заниматься айкидо с философией или без?" Что касается "корней", то этот вопрос не такой простой. Как глубоко копать? До крещения Руси были одни корни, после - другие, при царизме - третьи, при социализме - четвертые, а сейчас вообще живем без корней. Ну, допустим, потратил человек годы, раскопал свои "родовые корни", и узнал, что в его роду были помещик, крепостные, царский чиновник, революционер, казак, герой войны, предатель, рабочий, артист, священник, партийный работник, спортсмен, бомж, бизнесмен и т.п. десяти национальностей. И какие из этих корней его? К какому народу он принадлежит? Делать ему жизнь с кого? И ради сохранения чего? А если жизнь не удастся, на кого пенять? Не разумней ли жить, как считаешь нужным, ориентируясь на общечеловеческие ценности? А если занимаешься айкидо не один год, то и на философию Айкидо. sergey написал(а) ... Я не соглашусь с автором с тем, за занимаясь параллельно другим Б.И. перестаешь быть айкидоком. Мне кажется, что автор тем самым упрощает учение М.Уесибы. Если его учение можно распространить на все аспекты жизни, то почему нельзя распространить на другое Б.И.? Каратист или боксер может просто уходить от атак нападающего, в краинем случае блокируя его удары, изматывая последнего. А что мешает дзюдоисту сделать бросок, подстраховывая при падении нападающего и сделав удержание, удерживать его до прекращения агрессии? В моем понимании, каждое БИ имеет свою философию. Если кратко, то в каратэ это “Иккен-хисацу” (одним ударом – наповал), в дзюдо (боевом) - "поддаться, чтобы победить", в айкидо - "сдерживать агрессию без причинения вреда". У спортивных единоборств общая философия - "победа любой ценой". Из этих философий вытекают принципы и цели, которыми руководствуются их адепты. Особенностю БИ по отношению к другим видам человеческой деятельности (почему М.Уэсиба и избрал БИ в качестве инструмента реализации своей философии) является то, что при занятиях ими у их адептов быстрее формируются мировоззрение и навыки, адекватные этим БИ. Занимаясь параллельно с айкидо другими БИ, человек неизбежно нарушает принципы айкидо, т.к. отрабатывает техники, предназначенные для причинения вреда (удары, броски, удушения, болевые приемы и т.п.), атакует, сопротивляется, применяет значительную силу, что формирует у него адекватное мировоззрение (его философию) и навыки, в корне противоположные философии Айкидо. Так что каратисту, боксеру, дзюдоисту и т.п. поступать в соответствии с принципами и целями айкидо мешает их филосософия и отработанные навыки. Поскольку философия Айкидо распространяется на все аспекты жизни, то она может быть распространена и на другие БИ. И М.Уэсиба это делал (хотя далеко не всегда это у него получалось), поскольку практически все его ученики до айкидо занимались другими БИ. Но при этом он понимал, что для того, чтобы обучить адепта других БИ айкидо должны быть соблюдены определенные условия. Принимая новых учеников, он предъявлял к ним ряд требований написал(а) ... У вас должен быть сёсин, ум начинающего, ум, представляющий собой чистый лист бумаги, на котором можно увидеть движущиеся образы секретов айкидо. Вы должны добиться пустоты. В уме, который заполнен мнениями и предвзятыми суждениями, нет места для истин Вселенной Если чаша всегда наполнена, вода в ней застаивается и становится затхлой. Чтобы заполнить чашу свежей водой, ее нужно сначала опорожнить. т.е., условием распространения учения М.Уэсибы на адептов других БИ является опорожнение ими своей чаши (полный отказ от мировоззрения и навыков, сформировавшихся во время занятий этими БИ). С уважением, Евгений. |
Наверх | Tue Aug 13 2013, 09:36AM |
Сообщений: 44 | Уважаемый Евгений. Хорошо, что получается конструктивный диалог, правда хотелось бы услышать мнение и других посетителей сайта. Теперь о нашей дискуссии. Очень во многом я с Вами согласен, но те моменты, с которыми не согласился, продолжаю считать правильными. Своими аргументами Вы подтверждаете, что М.Уесиба пришел к своему учению через религию. Более того, его постулаты полностью совпадают с постулатами любой из основных направлений религии. То, что он не призывал никого быть сторонником Омото-ке тоже естественно. Во первых, он не являлся работником культа (церкви), задача которых приводить людей к своей религии. ЪВо вторых, согласно любой религии нам дано много свободы, и в первую очередь свобода выбора. Кроме того, по церковным канонам человек сам должен созреть для прихода к религии. У староверов, например, привлекать к религии, как это делают сектанты, считается грехом. Можно только отвечать на вопросы, которые возникают на эту тему и показвыать возможный путь прихода к богу. И покажите мне глубоко верующего человека, на которого его религия не оказывала бы влияние. Я не писал, что М.Уесиба пытался включать какие-либо элементы восточных религий. Я написал, что он пришел к своему учению через религию, что она оказала на него большое влияние и сподвинула на именно такое направление в его учении. Теперь о корнях. Очень жаль, что автор призывает опираться только на общечеловеческие ценности. У нас у всех даже внешне прослеживаются наши корни и очень плохо, если на этом все и заканчивается. Как же можно понять учение М.Уесибы, если не умеешь заглянуть в себя? А заглянув-что? Отворачиваться от своих корней? Любое учение основывается на "фундаменте". Общечеловеческие ценности-это лишь малая часть "фундамента" любого этноса. То, что Вы перечислели: и исторические эпохи, и социальную принадлежность, и национальную принадлежность-все это вместе, и не только, и составляют эти корни, этот фундамент. У меня в конце 80-х работал Павел Зисканд. По национальности еврей, из образования имеющий только начальную школу. Так вот все мы умники, с высшими образованиями, научно подходя к бизнесу, всегда садились в лужу, если наше мнение расходилось с мнением Павла. Его аргумент всегда был:" это Вы образованные, Вы умные, а я дурак, мне просто так кажется". И это кажется всегда попадало в самую точку. Вот где сказывались корни. Я не люблю "космополитов". Это ненадежные люди, не имеющие корней. Я люблю националистов (прошу не путать с нацистами), которые независимо от национальности, свои корни ощущают в России. И очень плохо, что государство очень мало обращает внимания на воспитание патриотизма, понимания своих корней. Теперь о философии БИ. Все зависит от тренера. Я сам был учеником, затем тренером и никогда не слышал в спортивних единоборствах тезиса "победа любой ценой". Вот тезис честная победа, преодоление трудностей, подготовка победы на тренировках -это другое дело. А в айкидо не отрабатываются приемы, способные причинить вред человеку? А почему же не причиняют вред? Те принцыпы, которые автор приводит в качестве аргумента, он может прочитать и услышать на тренировках других БИ, другими словами, но с той же сутью. Что касается чаши, которую нужно сначала опорожнить, то здесь, как мне кажется, не тот смысл, который увидел автор. Я тоже своим ученикам говорю: "то, что отработано, надо забыть, чтобы было место для следующей отработки. Если Вы действительно отработали, то это должно помнить тело, а не голова. Если тело без головы не помнит, то значит Вы не отработали этот элемент. А голова нужна для следующего, чтобы его понять и правильно отрабатывать." Кажется пршел по всем спорным вопросам. С уважением, С.В.Киселев [ Редактирование Wed Aug 14 2013, 09:52AM ] |
Наверх | Wed Aug 14 2013, 09:41AM |
Сообщений: 4 | Здравствуйте, Сергей! Извините за задержку. Пока не могу (лето, работа, дача, ремонт, внуки) отвечать более оперативно. sergey написал(а) ... Своими аргументами Вы подтверждаете, что М.Уесиба пришел к своему учению через религию. Более того, его постулаты полностью совпадают с постулатами любой из основных направлений религии. Приводя свои аргументы, я преследовал совершенно противоположную цель. Я воспринял Ваши слова как утверждение, что учение М.Уэсибы (философия Айкидо) имеет непосредственную связь с религией, которую он исповедовал. Потому я привел слова К.Тохея, из которых следует, что М.Уэсиба изучал не только религии, но и философию, т.е., мог взять принципы своего учения из философии. Затем я привел цитату М.Уэсибы, в которой он отрицает, что взял принципы своего учения из религии. Тот факт, что основные постулаты учения М.Уэсибы совпадают с постулатами основных мировых религий свидетельствует, на мой взгляд, не о том, что принципы учения взяты из религии, а о том, что у них общие корни - законы Вселенной. При этом М.Уэсиба считает, что принципы его учения в большей степени соответствуют этим законам, поэтому, если бы религии восприняли эти принципы, они стали бы более совершенными. Почему вопрос, откуда взяты принципы Айкидо для меня является принципиальным? Дело в том, что я являюсь сторонником изучения философии Айкидо при изучении БИ айкидо, так как считаю, что в противном случае БИ айкидо теряет свою уникальность и вырождается в довоенное айкидзюцу далеко не лучшего качества. Не согласные с такой позицией используют постулат о связи философии Айкидо с религией, которую исповедовал М.Уэсиба, в качестве контраргумента: если философия Айкидо связана с религией (во многом языческой) секты Омото-ке, то нам, православным, ее изучение, мягко говоря, ни к чему. В противовес этому мнению я привожу изречение М.Уэсибы, в котором он утверждает, что его Айкидо не не противоречит ни одной из мировых религий. Если Вы даже в чем-то не согласны с моей позицией, предлагаю этот вопрос закрыть и считать, что стороны остались при своем мнении. sergey написал(а) ... Теперь о корнях. Очень жаль, что автор призывает опираться только на общечеловеческие ценности. У нас у всех даже внешне прослеживаются наши корни и очень плохо, если на этом все и заканчивается. Как же можно понять учение М.Уесибы, если не умеешь заглянуть в себя? А заглянув-что? Отворачиваться от своих корней? Любое учение основывается на "фундаменте". Общечеловеческие ценности-это лишь малая часть "фундамента" любого этноса. То, что Вы перечислели: и исторические эпохи, и социальную принадлежность, и национальную принадлежность-все это вместе, и не только, и составляют эти корни, этот фундамент. Это не совсем так. Перечисляя факторы и составляющие наших корней я хотел сказать, что у каждого человека свои корни и не все они здоровые, есть и гнилые: предательство, воровство, пьянство, коррупция и т.п. И что же, всем им надо следовать и сохранять их только потому, что они наши? И при этом отворачиваться от чужих корней? Общечеловеческие ценности, на мой взгляд, это лучшие из корней всех стран и народов. Естественно, что их перечень не является исчерпывающим. Они, на мой взгляд, должны являться дополнением к лучшим корням каждого народа, которые нужно сохранять и им следовать. На форумах часто возникает недопонимание между участниками потому, что они трактуют понятия (термины) неоднозначно. В связи с этим не могли бы Вы уточнить, какой смысл вы вкладываете в понятие "корни" и что, на Ваш взгляд, значит "не отворачиваться от своих корней" и как следует, на Ваш взгляд, относиться к чужим корням. sergey написал(а) ... Теперь о философии БИ. Все зависит от тренера. Я сам был учеником, затем тренером и никогда не слышал в спортивних единоборствах тезиса "победа любой ценой". Вот тезис честная победа, преодоление трудностей, подготовка победы на тренировках -это другое дело. Не только от тренера. Говоря, что философией СЕ является "победа любой ценой", я имел ввиду современные СЕ, в которых люди ради победы готовы на все: начиная от допинга до выведения соперников из строя, чтобы они не могли участвовать в соревнованиях (чему множество примеров). В то время, когда Вы были учеником и тренером СЕ, мы еще руководствовались моральным кодексом строителя коммунизма, идеология была совершенно другая, соответственно, и философия советских СЕ была совершенно другой. Так что это мое утверждение относится к Вашей тренерской деятельности и к советскому спорту вообще в наименьшей степени. sergey написал(а) ... А в айкидо не отрабатываются приемы, способные причинить вред человеку? А почему же не причиняют вред? К сожалению (моему) в современном айкидо отрабатываются травмоопасные техники. А травматизм в айкидо сравнительно низкий потому, что эти техники применяются, практически, только в додзе (на сравнительно мягкой поверхности и на подготовленных учениках). При применении этих техник (с той же интенсивностью, что и в додзе) в реальных условиях: на жесткой (асфальт, бетон) поверхности, на неподготовленных (не умеющих страховаться) людях травматизм гарантирован.М.Уэсиба вспоминал написал(а) ... В один из дней, когда я проводил семинар в полицейской академии, я нанес одному из наиболее активно сопротивляющихся мне слушателей травму. Конечно, я мог бы спокойненько подумать: «Так тебе и надо, коль сопротивляешься так активно», – однако это противоречило бы, на мой взгляд, основным принципам новой философии айкидо, ибо я как учитель должен был настолько самосовершенствоваться, чтобы ни при каких обстоятельствах не наносить травм активным соперникам, а побеждать их за счет своего искусства. т.е., травматизм протворечит принципам айкидо, следовательно, техники для таких условий должны быть другими, нетравматичными или существующие техники должны быть переработаны в соответствии с принципами и целями айкидо. В свое время (в первые послевоенные годы) М.Уэсиба создал такие техники. Вот как описал этот процесс К.Тохей написал(а) ... Сильные и жестокие приемы, выработанные когда-то, чтобы уничтожить любого противника, преобразовались теперь в мягкое, гармоничное искусство, которое нежно охватывает все существующее. После О-Сенсея его ученики создали свои школы, воплотив в них философию Айкидо пропорционально уровню опорожнения своей чаши при его изучении. Лекции по философии Айкидо никто больше уже не читал и постепенно она была предана забвению. Это отразилось и на техниках - они опять стали травмоопасными. sergey написал(а) ... Те принцыпы, которые автор приводит в качестве аргумента, он может прочитать и услышать на тренировках других БИ, другими словами, но с той же сутью. Вы намекаете на Сёриндзи Кэмпо? В его философии есть (законы Вселенной то одни) общие моменты с философией Айкидо (с индийским уклоном), но (судя по видео), в техниках принципам непричинения вреда и отсутствия атаки в нем не следуют. Я другими БИ не занимался, но исходя из (незначительного) опыта занятий СЕ (каратэ, бокс, борьба) могу сказать, что никогда не слышал, чтобы на тренировках говорили о гармонии, гуманизме, непричинении вреда, отсутствии атаки, несопротивлении. Не слышал об этом и на семинарах ведущих отечественных и зарубежных мастеров айкидо. Да и на форумах такое редко услышишь. Поэтому интересно, на тренировках каких БИ Вы это слышали? sergey написал(а) ... Что касается чаши, которую нужно сначала опорожнить, то здесь, как мне кажется, не тот смысл, который увидел автор. Я тоже своим ученикам говорю: "то, что отработано, надо забыть, чтобы было место для следующей отработки. Если Вы действительно отработали, то это должно помнить тело, а не голова. Если тело без головы не помнит, то значит Вы не отработали этот элемент. А голова нужна для следующего, чтобы его понять и правильно отрабатывать." Ваше мнение насчет чаши понял. А тогда как Вы прокомментируете первую часть цитаты? С уважением, Евгений. |
Наверх | Sat Aug 17 2013, 09:30AM |