Дети любят играть. Главным побудителем игры является удовольствие от траты накопившихся сил и энергии. Детская потребность в двигательной активности полнее всего реализуется в школьном возрасте. Однако именно при поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. На смену полной свободе движений, которую он имел в дошкольный период, приходит многочасовое сидение в вынужденной статической позе. Возникает двигательный дефицит и связанные с этим последствия: выраженные функциональные нарушения деятельности центральной нервной системы, в частности, тех ее отделов, которые регулируют работу сердца, тонус сосудов, функцию желез внутренней секреции, обмен веществ.
Правильная организация занятий Айкидо, предусматривающая индивидуальный подход с учетом возрастных, психологических и анатомо-физиологических особенностей детского организма, не только способствует физическому развитию детей, но и является надежным средством предупреждения и коррекции различных отклонений в состоянии здоровья школьников. Выполнение приемов Айкидо, основанных на естественных движениях человеческого тела, является мягкой формой массажа, позволяющей незаметно проработать не только традиционно массируемые группы мышц, но, что более важно, воздействовать на внутренние мышцы и суставы, практически недоступные для обычных видов массажа.
Но в результате занятий Айкидо улучшается не только физическое здоровье. В школьном возрасте, когда начинает формироваться самооценка ребенка, коллективная форма занятий создает возможность свободного раскрытия детьми своих возможностей, способностей, достоинств. В этом возрасте происходит интенсивное развитие нравственных чувств, расширяется диапазон эмоционального опыта ребенка. Праздничная и несколько театрализованная обстановка, создаваемая на занятиях Айкидо с помощью ритуала, необычной одежды, особого характера общения с инструктором способствует эстетическому развитию детей, вызывает у них эмоциональный подъем, чувство радости.
Воспитание строгой внутренней дисциплины достигается не в результате интенсивной утомительной работы, а в процессе радостной для ребенка деятельности, отвечающей его природным склонностям.
В подростковом возрасте доминирующими становятся саморегуляция, самоутверждение и самовоспитание. Занятия Айкидо создают такие возможности, так как способствуют не только развитию чувства уверенности в себе, в значительной мере обусловленного сознанием власти над движениями своего тела, но и повышению самооценки и развитию интеллекта. Коллективная форма занятий воинским искусством, при постоянном внимании инструктора к каждому занимающемуся, способствует преодолению негативных проявлений в развитии личности подростка; в занятиях неагрессивным воинским искусством легче нейтрализуются такие типичные для подростков черты, как агрессивность, замкнутость, конфликтность и т.д. У несколько запаздывающих в своем развитии подростков сглаживается чувство личной неполноценности, повышается уровень самоуважения.
Айкидо развивает бодрость духа, жизнерадостность, находчивость и самостоятельность. Постепенно дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, их походка делается легкой и грациозной.
Однако следует помнить, что Айкидо – это не бездумный двигательный процесс, а серьезное занятие, дисциплинирующее всех в додзё, независимо от того, вышли они на татами или сидят на скамейках вдоль стен, наблюдая за ходом тренировки. Причем воспитание строгой внутренней дисциплины достигается не в результате интенсивной утомительной работы, а в процессе радостной для ребенка деятельности, отвечающей его природным склонностям. Грань между озорством и дисциплиной, пожалуй, является самым сложным моментом общения детей с инструктором, и определяющим фактором здесь являются личные качества педагога.
Личный опыт
Несколько замечаний, основанных на личном опыте занятий Айкидо с детьми. Не секрет, что подавляющее большинство ребят приходят заниматься воинским искусством с желанием стать сильными, ловкими, непобедимыми бойцами. И не надо разочаровывать детей Вашими непонятными для них взглядами на природу Айкидо, тем более что сам разговор на эту тему уже будет противоречить основному принципу Айкидо. Встретившись с ребенком, поощряйте любое его стремление, и это не будет обманом, просто в ходе занятий Вы будете предлагать ему свои ценностные критерии ненавязчиво, хотя и достаточно убедительно. Стройте свою работу таким образом, чтобы ребята считали, что они сами, путем своих собственных наблюдений и размышлений приходят к нужным выводам, что обязательно и произойдет в конечном счете.
Учитывая особенности детского организма, в начальный период занятий основной упор надо делать на общефизической подготовке, на выполнении специфических для Айкидо двигательных действий (таисабаки, укеми). Благоприятным периодом развития таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость является для девочек возраст 8 – 12 лет и 9 – 13 лет для мальчиков, то есть младший школьный и подростковый возрасты. Этот же период очень благоприятен для развития гибкости и ловкости, способности к рациональному расслаблению. Работа с этой возрастной категорией наиболее сложна, но в то же время целесообразность ее бесспорна.
Учитывая особенности восприятия детей, следует больше внимания уделить методике обучения двигательным действиям. Объяснения должны вызывать у ребенка ассоциации с ранее изученными движениями, быть образными. Сначала он должен понять главное в содержании действия (упражнения), усвоить движение в целом, и только после этого можно уточнять отдельные детали. Не следует включать в ваш комплекс сложные, незнакомые упражнения, так как дети не могут быстро переключиться и повторить их, что резко снижает интерес к занятиям. Следует полностью исключить отработку высоких падений, этот элемент включается в тренировочный процесс по достижении 20-ти летнего возраста. Разучивание отдельных движений лучше проводить в игровой форме на фоне положительных эмоций, постоянно корректируя движения и похваливая ребят за их старание.
Отметим, что речь здесь идет не о занятиях с детьми нетрадиционным видом спорта, а о правильной организации тренировок Айкидо как воинского искусства, поэтому и четкой общепризнанной возрастной градации здесь существовать не может. Однако, как отправные моменты мы должны учитывать некоторые возрастные особенности наших питомцев. Учитывать для себя, для того чтобы планировать и корректировать проводимые занятия. Что же касается общения, то никоим образом мы не должны подчеркивать эту существующую возрастную разницу, и должны разговаривать с ребятами как с равными, уважительно и внимательно относиться к каждому ученику Айкидо. Через уважение к окружающим Вы придете и к уважению самого себя.