Aikido.ru » Все форумы » Айкидо » Общие темы » О роли Айкикай Хомбу Додзё в развитии Айкидо в России
Автор | Сообщение |
---|---|
Сообщений: 50 | Доброго здоровья! Как было отмечено ранее в диалоге с г-ном Шадринымв другой ветке этого форума, возникла необходимость обсудить роль Айкикай Хомбу Додзё в развитии Российского Айкидо. Безусловно, я не являюсь ни экспертом именно по организациям Айкидо ни по Айкикай конкретно и не могу претендовать на какие-то эксклюзивные сведения и знания, но постараюсь озвучить свое представление, базирующееся на более чем тридцатилетним общении с представителями Хомбу Додзё. Вот моя версия. Штаб квартира Айкидо Айкикай в Токио (Хомбу Додзё) играет основную роль в развитии Айкидо во всём мире. Именно в Хомбу сосредоточены основные профессиональные силы преподавателей Айкидо, именно там аккумулируются опыт и знания сиханов. Ежегодно ряды преподавателей Хомбу пополняются за счет выращенных в стенах Хомбу молодых мастеров, большая часть которых, однако, не остается преподавать в Хомбу а распределяются по Японии, создавая новые очаги развития Айкидо. Хотя все преподаватели Хомбу объединены единой методикой подготовки, едиными стандартами и критериями качества, все сиханы представляют самостоятельные вариации Айкидо, зачастую значительно отличающиеся друг от друга... Это нормально, поскольку, как (вроде бы) говорил Основатель: "у Айкидо нет строго детерминированной формы". Учившиеся у Основателя ученики отмечали, что он никогда не делал одни и те же техники каким-то одним способом, а всегда их изменял. Благодаря тому, что в разные периоды жизни Основателя, Айкидо выглядело по-разному мы и имеем разное трактование техник различными старыми мастерами. Благодаря усилиям второго Досю Киссёмару Уэсибы в рамках Хомбу Додзё, уже после смерти Основателя, была проведена большая работа по систематизации и описанию техник Айкидо, созданию методик обучения и приданию техникам наименований, которыми мы сейчас пользуемся. Хомбу Додзё проявило интерес к Айкидо в СССР в 80-е годы, последовательно направляя в страну делегации мастеров для проведения показательных выступлений и учебно-тренировочной работы. Так же по просьбе Хомбу в Москве г-н Номура вел большую работу с московскими клубами, благодаря его усилиям качество московского Айкидо резко выросло за сравнительно короткий период времени. В эти же годы сихан Хомбу Додзё г-н Фудзита проводил большую работу по обучению мастеров в Санкт-Петербурге. Как все знают, уже почти 20 лет в России ежегодно проводят учебно-тренировочные сборы сиханы Хомбу Додзё. В последние годы в Россию ежегодно приезжают следующие сиханы Хомбу, господа: Сакураи, Ириэ, Курибаяси, Канадзава, Миямото, Сэки, Эндо, Ясуно. С разовыми визитами страну посещали и еще три - четыре сихана Хомбу Додзё. Так что я не вижу возможности ставить под сомнение роль Хомбу в формировании облика Российского Айкидо. |
Наверх | Tue Apr 09 2013, 07:33PM |
Сообщений: 44 | Огнян Кременович, большое спасибо за открытие этой темы. Многие, и я в первую очередь, очень мало что знают о Хомбу, об истории Хомбу, их правилах и обычаях. Но думаю, что каждый может по крупице поделиться своими знаниями и таким образом у посетителей сайта будет складываться все более полная картина по этой теме. Для начала хочу дать информацию по С-Петербургу. Первыми, кто приехал в, тогда еще Ленинград, были представители Такемусу из Швеции. Это был, если не ошибаюсь 1988 год. Следующие тренировки проводил ученик сихана Тамуры - Жак Бонмезон. А первым сиханом Хомбу, который посетил Ленинград и провел семинар, был Ясунари Китаура. Далее был приезд сихана Тамуры. И только потом приехал сихан Фудзита. Несомненно он внес значительный вклад в развитие айкидо в России и в частности в С-Петербурге. Но возможно из-за того, что он приехал позже вышеназванных сиханов, количество его студентов было в разы меньше опять же вышеназванных студентов. Это ни в коем случае не говорит об его уровне. Я был у него на тренировках и могу сказать, что если и сравнивать его с другими сиханами, то только по самобытности, а не по уровню. Мне кажется, что не только то, что мы не доросли до того уровня, что можем как то говорить об уровне сиханов, а все они выше той планки, за которой уже разницу не увидеть. [ Редактирование Wed Apr 10 2013, 11:38AM ] |
Наверх | Tue Apr 09 2013, 09:14PM |
Сообщений: 22 | Огнян написал(а) ... Хотя все преподаватели Хомбу объединены единой методикой подготовки, едиными стандартами и критериями качества, все сиханы представляют самостоятельные вариации Айкидо, зачастую значительно отличающиеся друг от друга Не означает ли это, что видение Айкидо у каждого мастера индивидуально и в-принципе неважно подготовлен он в Хомбу или же в других, неяпонских школах. Огнян написал(а) ... ... Это нормально, поскольку, как (вроде бы) говорил Основатель: "у Айкидо нет строго детерминированной формы". Учившиеся у Основателя ученики отмечали, что он никогда не делал одни и те же техники каким-то одним способом, а всегда их изменял. Благодаря тому, что в разные периоды жизни Основателя, Айкидо выглядело по-разному мы и имеем разное трактование техник различными старыми мастерами..... Не означает ли это, что не школа красит Искусство, а мастер, как личность Огнян написал(а) ... ....... Так что я не вижу возможности ставить под сомнение роль Хомбу в формировании облика Российского Айкидо. Никто не отрицает роль Хомбу, но нельзя говорить о монопольном праве Хомбу на штамповку шиханов, нельзя говорить о том, что только у Хомбу истинное видение Айкидо и истинная методика преподавания, что только японские мастера самые мастеровитые, Айкидо - живое динамично развивающееся искусство, изменяющееся во времени и шагающее по просторам планеты....На ум пришло сравнение: Жители Австралии очень уважают и чтят Британскую корону, признают ее роль в освоении новых земель, но....Австралия отдельная страна, со своими законами и порядками и они не хуже чем в Британии. (ИМХО) С уважением, инструктор Федерации Айкидо и Айкидзюдзюцу Ставропольского края (г.Пятигорск) - Бойко Владимир |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 07:24AM |
Сообщений: 50 | Коллеги, сначала определимся с дефинициями: сиханами Хомбу Додзё являются ТОЛЬКО преподаватели Хомбу Додзё, получившие звание "Сихан". Остальные сиханы Айкикай так и называются "сихан Айкикай". Они - не "сиханы Хомбу Додзё". Таковыми являются и Китаура сихан и Тамура сихан и Ямада сихан и Асаи сихан и Тони Смайберт сихан и еще многие мастера, которым это звание было присвоено. В этом нет никакой обиды! Это просто отражение факта! Второе - звание сихан может быть присвоено претенденту, имеющему 6 Дан и выше, и многолетнюю практику преподавания. Звания присваивает Досю с подачи других сиханов или по просьбе организаций, имеющих признание Хомбу. При чем тут монополия Хомбу Додзё!? Айкидо - дело семьи Уэсиба, они и определяют кто есть кто. Если мы продолжим аналогию с Британией и Австралией, то Айкикай - и есть организация со своими законами и правилами. Как Британия. И как я уже писал ранее - если правила и законы Айкикай не устраивают, честнее будет просто уйти из Айкикай, чем пытаться устроить там революцию с непонятными целями и задачами! Поймите пожалуйста - степени дан, звания сихан, все это ВНУТРЕННИЕ ПРАВИЛА АЙКИКАЙ. В Ёсинкан все как-то иначе в СинСин Тойцу еще как-то, но эта тема - про Айкикай Хомбу Додзё. |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 08:40AM |
Сообщений: 50 | Сергей Викторович, начиная тему про Хомбу я и писал именно о сиханах Хомбу, работавших в СССР и Росии. Сиханы Айкикай, в том числе и - прямые ученики Основателя также много раз приезжали и продолжают приезжать. Но главное - все они, независимо от их преподавания в Хомбу или в лругих местах и странах, являются СИХАНАМИ АЙКИКАЙ. Нет никакой "монополии Хомбу на сиханов"!!! |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 08:44AM |
Сообщений: 44 | Огнян Кременович. Такого разделения между сиханами я не знал. Вот еще один пример того, что надо больше общаться. В свете новой для меня информации, предлагаю создать новую тему о роли зарубежных мастеров в развитии айкидо в России. Чтобы регионы могли рассказать о тех мастерах, которые помогли и помогают в этом вопросе. Таким образом мы больше узнаем и об айкидо в регионах, и об региональных руководителях и региональных мастерах, да и мнение о зарубежных мастерах с которыми встречаются в регионах. |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 08:57AM |
Сообщений: 50 | Сергей Викторович,я, видимо, не совсем корректно написал! Нет никакого ФОРМАЛЬНОГО разделения между сиханами. Они все - Сиханы Айкикай. Просто тех, кто работает в Хомбу на "постоянной основе" принято называть сиханами Хомбу. Тем самым принято подчеркивать их особую близость к "основной линии Айкикай" репером которой является Досю. Но надо понимать, что они не имеют отношения к политике. Они - преподаватели. Их мнение могут учитывать, но решения принимает только Досю и у него есть много других советников... Да можно новую ветку и не создавать! Как понравится... Можно прямо в этой ветке и писать... Интересно же, на самом деле! А все, кто относится к Айкикай очень тесно связаны с Хомбу - то есть они ни степеней ни званий без этой связи получить не могут. |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 09:44AM |
Сообщений: 208 | Уважаемый Огнян Кременович! Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за открытие новой и весьма насущной темы, учитывая экспансию Айкикай Хомбу Додзё (далее – ХД) в нашей стране. Свой подробный ответ в пику этой теме напишу попозже для каждого участника этого обсуждения. Нумерация требует времени, а хаос мыслей- Пустоты. |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 12:41PM |
Сообщений: 50 | Зачем нужно было постить нечто, в чем нет никакой мысли? |
Наверх | Wed Apr 10 2013, 05:07PM |
Сообщений: 208 | Уважаемый Огнян Кременович! Прежде всего, позвольте извиниться за столь длинный ответ. Теперь по Вашему тексту. 1) Штаб-квартира Айкикай, расположенная на базе Айкикай Хомбу Додзё, не может играть основной роли в развитии Айкидо во всём мире. Почему? Потому что существуют еще и другие Хомбу, учитывая богатство и разнообразие стилей, направлений и школ Айкидо. Например, перечислю крупнейшие - Ёсинкан Хомбу Додзё (что создал СИОДА Годзо), Ки-но Сато ( что создал ТОХЭЙ Коити), Ёсэйкан Будо Хомбу Додзё(что создал МОТИДЗУКИ Минору), Мансэйкан Хомбу Додзё ( что создал СУНАДОМАРИ Кансю), Тэндокан Хомбу Додзё (что создал СИМИДЗУ Кэндзи), Сёдокан Хомбу Додзё ( что создал ТОМИКИ Кэндзи). А еще есть и малые ХД: последователей НИСИО Сёдзи, САЙТО Хитохиро, ИНОУЭ Нориаки и т.д. Поэтому ставить буквально знак «=» между Айкикай Хомбу Додзё и Айкидо не совсем корректно. Во всяком случае для нас. В отличие от японцев, для которых фамильная традиция очень важна. 2) Разумеется, именно на базе различных ХД должны проходить и проходят курсы подготовки инструкторов - «кэнсюсэй» (kenshūsei) или «сэнсюсэй» (senshūsei). Только таким образом, а не за счет получения очередной степени «дан», можно овладеть специальностью «инструктор Айкидо», стать профессионалом именно в этой области. И это серьёзное и ответственное решение. Профессия на всю жизнь! Вспоминая ЯМАГУТИ Сэйго, что вместо политической карьеры предпочел стать профессиональным инструктором Айкидо (как Вы понимаете, зарплаты несоизмеримы). И подобных примеров множество. Стать профессиональным преподавателем Айкидо для японца означает вовсе не манящие золотые горы (как для некоторых наших инструкторов), а приверженность к традиции, к истокам. Это ценнее мнимых дивидендов. 3) Естественно, раз это ХД, то и единая методика подготовки инструкторов должна быть (иначе указание государственной структуры под названием Министерство образования, науки и культуры Японии не будет исполнено!), единые стандарты (иначе это не Япония) и единые критерии качества (иначе раскольничество будет следовать цепной реакции). Это то, что видят «гайдзин» (чужестранцы). Японцы же, со свойственной им манерой избегать прямолинейности, нашли выход из этой «унитарной» ситуации. Её хорошо озвучил ТАМУРА Нобуёси-Сэнсэй еще в свой первый приезд в С.Петербург в 1992 году (а много ранее в своей первой книге): « Сейчас вам нужна база (kihon-waza), но я не обучаю базовой технике и никогда не обучал, так как стремиться вы должны к основам (kihon-gi), осознанию и пониманию единых базовых принципов (ri-ai). Это ценнее в Айкидо, чем просто техника». Мудрые слова напутствия от человека, что 12 лет, вплоть до своего отъезда во Францию, был прямым учеником Основателя. 4) Как же быть с традицией, если последователи САЙТО Морихиро ратуют за своё традиционное Айкидо (Dento Aikido) из Ивама; последователи Нидай Досю, УЭСИБА Киссёмару, отстаивают своё традиционное Айкидо как отражение главенствующей линии «партии» (Hombu Dōjō); а последователи ХИКИЦУТИ Митио ( Жерар Блэз и Кристиан Ритор) полагают, что традиционное Айкидо лишь у них (AFATJ - Association Française d'Aïkido Traditionnel du Japon)? А ведь еще есть последователи ТОМИКИ Кэндзи, что первым из всех учеников Основателя получил 8-ой дан, долгое время (>10 лет) был старшим инструктором Айкикай Хомбу Додзё и первым привёз Айкидо в США на континент (в отличие от ТОХЭЙ Коити, что с острова Гавайи добрался до Калифорнии лишь через год). Именно его талант систематизатора и энциклопедиста в области Будо подвиг УЭСИБА Киссёмару и ТОХЭЙ Коити поторопиться с созданием методики ХД, хотя теперь Айкикай об этом умалчивает. Но ведь согласно историческим фактам состязание методик началось именно в период с 1953 по 1960 годы: затруднения в обучении большого количества людей у СИОДА Годзо; пробы новых идей у ТОМИКИ Кэндзи; столкновение с иным складом мышления американцев у ТОХЭЙ Коити; проблематика смещения ценностей нового молодого поколения, явленного в виде первых учеников у Нидай Досю (УЭСИБА Киссёмару); и полное переосмысление Айкидо в череде поисков у самого Основателя, что после Второй мировой войны удалился в Ивама. Эти исторические предпосылки и явились предтечей всей последующей деятельности УЭСИБА Киссёмару в виде открытия Айкидо всему миру (именно ему мы должны быть благодарны за это!) и, увы, акцента на стандартизацию и нивелирование практических аспектов Будо в Айкидо. Последний момент вызывал резкое возмущение со стороны Основателя, который согласно воспоминаниям ТАМУРА-Сэнсэя называл молодых инструкторов ХД «извращенцами». [ Редактирование Sun Jan 26 2020, 05:44PM ] |
Наверх | Thu Apr 11 2013, 07:07AM |